Великий реформатор взвалил на себя ответственность за необходимые преобразования

ДилетантИстория

Почему Столыпин не смог спасти империю от краха?

Великий реформатор взвалил на себя бремя ответственности за непопулярные, но жизненно необходимые преобразования. А в «благодарность» сначала оказался в царской опале, а затем был убит осведомителем охранки.

Даниил Коцюбинский

Пётр Столыпин в парадном мундире. Фото 1908 года, колоризация Ольги Ширниной

Столыпин мог спасти конституционную монархию», — написал в 1929 году в эмиграции видный русский либерал Василий Маклаков. Правда, будучи членом Государственной думы, он, по собственному признанию, «не раз и очень резко» выступал против премьер-министра. Однако время и, главное, события, которые затем обрушились на Россию, заставили Маклакова забыть о частностях и сделать акцент на главном: Столыпин — последний, кто мог предотвратить падение думской монархии.

«Возгордившийся праведник»

На первый взгляд, мысль о том, что один человек может спасти — или, наоборот, погубить — целое государство, выглядит заведомой гиперболой. Но это не так, коль скоро речь заходит о стране, в которой вся власть традиционно сосредоточена в руках одного лица — самодержца. Стабильность такой системы в действительности весьма зыбка, поскольку всецело зависит от того, считают ли обитатели такой страны своего повелителя «настоящим», или, как бы мы сказали сегодня, «легитимным».

Основная проблема Российской империи начала XX века, которая обрекла её на две революции, а в конечном счёте и на гибель, заключалась в том, что император Николай II не казался своим подданным «настоящим». В нём не было ни нацеленности на реформы, чего ждала основная часть образованного класса, ни более популярной в массовом сознании твёрдости, способной подавлять любой «низовой» протест.

Первое же публичное выступление царя в январе 1895 года одновременно и разочаровало, и раздразнило образованную общественность. Выступая «по бумажке», с явной неуверенностью в голосе, юный самодержец попытался сделать выговор почтенным земцам за их «бессмысленные» конституционные мечтания. В итоге даже готовивший Николая к этому демаршу Константин Победоносцев вынужден был признать: «После речи государя продолжается волнение... Мне рассказывают, что повсюду в молодёжи и интеллигенции идут толки с каким-то раздражением против молодого государя...»

Вскоре случилась ходынская катастрофа на коронационных торжествах 1896 года, которая обернулась катастрофой и для репутации Николая. Его бестактное поведение общественность расценила как бесчувственное по отношению к полутора тысячам погибших в давке людей и навсегда пригвоздила к его имени эпитет: Кровавый.

А затем была провокативная многолетняя «синусоида» зыбких реформ и неуверенных репрессий. После поражения в Русско-японской войне, Кровавого воскресенья и революционной вольницы 1905–1906 годов, когда в стране стали выходить сатирические журналы, представлявшие царя в виде «кровожадного ничтожества», довершилось крушение авторитета Николая II в глазах подавляющего большинства образованных людей, от политической активности которых зависело и поведение неграмотных масс. Противники революции оказались морально парализованы. Защищать монархию, представленную слабым царём-неудачником, было фактически невозможно.

Николая и его империю, таким образом, надо было спасать не от внешних и даже не от внутренних врагов — революционеров-бомбистов, а от фатального дефицита легитимности. В этот роковой момент царь сделал своё последнее удачное назначение: в 1906 году сначала главой МВД, а затем и председателем Совета министров стал Пётр Столыпин, который быстро сумел добиться главного — вернуть власти утраченный ею авторитет.

Как вспоминал один из его ближайших помощников, Сергей Крыжановский, Столыпин «первым сумел найти опору не только в силе власти, но и в мнении страны, увидевшей в нём устроителя жизни и защитника от смуты. В лице его впервые встал перед обществом вместо привычного типа министра-бюрократа, плывущего по течению в погоне за собственным благополучием, новый героический образ вождя, двигающего жизнь и увлекающего её за собою».

Столыпину практически сразу удалось главное: он сумел произвести на общество впечатление. По сути, это был первый в русской истории министр-политик. Поступки нового премьера порой бывали резки и надменны, но зато всегда артистически безупречны. И главное — результативны! Ещё в бытность саратовским губернатором в разгар крестьянских волнений он сумел осадить двинувшегося на него здоровенного мужика с дубиной, просто кинув ему свою шинель и приказав её подержать.

«Возгордившийся праведник» — так называли Столыпина между собой некоторые его сотрудники. Однако именно благодаря своей демонстративно царственной осанке Столыпин и смог загипнотизировать на время всероссийский бунт, вытащить страну из революционного болота, в которое ввалил её бездарный и бесталанный самодержец.

Медаль. Официальных государственных наград в честь Петра Столыпина в России нет. А вот неофициальные — имеются

Столыпин выступал в Думе как великий трагик на сцене. Его идеально темперированные монологи, исполненные логики и образности, производили впечатление не только на думское большинство (поначалу враждебное, затем восторженно лояльное), но и на страну в целом. Отрывки из его речей, газетных интервью и даже служебных записок расходились на цитаты.

Знаменитыми стали слова Столыпина, сказанные им в марте 1907 года депутатам левых фракций: «Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства паралич и воли, и мысли, все они сводятся к двум словам, обращённым к власти: “Руки вверх”. На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: “Не запугаете!”».

«Эти слова, — вспоминал один из думцев Василий Шульгин, — облетели всю Россию. Потерявшие почву под ногами, изверившиеся во власти люди ощутили, что Россия вновь обрела сильное правительство. Армия, чиновники, полиция и все граждане, не желавшие революции, приободрились и стали на свои места. Это сделали два слова: “Не запугаете!”».

Разумеется, харизма Столыпина покоилась не только на эффектных фразах. Именно в нём страна, уже успевшая привыкнуть к репрессивно-реформаторскому бессилию власти и вошедшая во вкус перманентного бунта, вдруг увидела министра, способного не только говорить, но и действовать. Притом действовать не только посредством жёстких репрессий по отношению к революционерам, но в соответствии с гласно объявленным планом реформ.

Проект Столыпина был масштабным. По сути, он ставил целью разрешить все те противоречия, которые накопились за два столетия «петербургского периода» русской истории. Наиболее взрывоопасным было в ту пору давнее противоборство между образованным классом, почти поголовно мечтавшим о конституции, и самодержавием, органически неспособным соединить себя с парламентаризмом и политической свободой, что наглядно подтвердил опыт первых двух Дум.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Месть Чингисхана Месть Чингисхана

Вторжение монголов положило конец господству половцев в Великой степи

Дилетант
Кратчайшая история наручников: как люди сковывали друг друга Кратчайшая история наручников: как люди сковывали друг друга

С древнейших времен люди пытались ограничить подвижность друг друга

Популярная механика
Смерть бессильного вождя Смерть бессильного вождя

Это был лидер страны, у которого из средств общения осталась только мимика

Дилетант
Страна наличных. Как научить россиян обращаться с деньгами Страна наличных. Как научить россиян обращаться с деньгами

Большинство россиян до сих пор предпочитают расплачиваться наличными

Forbes
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
10 китайских автомобилей, о которых вы ничего не знали 10 китайских автомобилей, о которых вы ничего не знали

Китайцы откровенно завоёвывают автомобильный мир

Популярная механика
Дядька императора Дядька императора

В Российской империи воспитание царских отпрысков было делом политическим

Дилетант
Любовь и кровь: истории трех влиятельных вдов криминального мира Любовь и кровь: истории трех влиятельных вдов криминального мира

Три разные истории вдов криминальных авторитетов - из Америки, Италии и России

Cosmopolitan
Судьи под судом Судьи под судом

Процесс над судьями вскрыл преступную сущность гитлеровского правосудия

Дилетант
А где лютый враг Денисов? О боже, какой состав набрал Станислав Черчесов! А где лютый враг Денисов? О боже, какой состав набрал Станислав Черчесов!

Станислав Черчесов объявил предварительный состав на чемпионат мира

Maxim
Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант
Ученые смеются над стоковыми фотографиями Ученые смеются над стоковыми фотографиями

Ученые начали в твиттере флешмоб о плохих стоковых фотографиях

Популярная механика
Семейный исход: почему Борис Минц покинул список Forbes и Россию Семейный исход: почему Борис Минц покинул список Forbes и Россию

Борис Минц строил свой бизнес в тесной близости к «ФК Открытие»

Forbes
«Книжные списки: инструкция по применению». Фрагмент новой книги Галины Юзефович «Книжные списки: инструкция по применению». Фрагмент новой книги Галины Юзефович

Гид по современной литературе от литературного критика Галины Юзефович

Esquire
Просто забей Просто забей

Альтернатива классической игре — попинать горящий мяч или поплескаться в болоте

GQ
Лучшие шутки дня и агенты госдепа! Лучшие шутки дня и агенты госдепа!

Ужасающий дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Вода как воля и представление: несколько свежих научных фактов, которые перевернут твое представление о воде! Вода как воля и представление: несколько свежих научных фактов, которые перевернут твое представление о воде!

Вода — дико загадочная субстанция и, может быть, вообще инопланетный разум

Maxim
За гаражами За гаражами

Свой первый большой юбилей «Гараж» отпразднует трехдневным марафоном

Tatler
ЭОН-18: секретная экспедиция Северного флота ЭОН-18: секретная экспедиция Северного флота

Поставки стратегических грузов в СССР в 1941 году

Популярная механика
«Над русскими хоккеистами колдуют врачи. Выводы неутешительные…» Разговор с тренером Воробьевым «Над русскими хоккеистами колдуют врачи. Выводы неутешительные…» Разговор с тренером Воробьевым

Мы вызвали на беседу главного тренера наших хоккеистов Илью Воробьева

Maxim
Дочка, дочка, запятая Дочка, дочка, запятая

Светлана Захарова о том, каково это — родить еще одного ребенка после сорока

Tatler
Юлия Ромашина. Судьба Юлия Ромашина. Судьба

Беседа со вдовой Анатолия Ромашина

Караван историй
Чтоб вы так жили Чтоб вы так жили

Аукцион Live like a Rockefeller обещает стать самым прибыльным за всю историю

Robb Report
Евгения Лоза: мне бывает стыдно за свою лень Евгения Лоза: мне бывает стыдно за свою лень

Интервью с актрисой Евгенией Лозой

Лиза
В Москве пройдёт Фестиваль науки В Москве пройдёт Фестиваль науки

В Москве пройдет пятый уличный Фестиваль науки, искусства и технологий «Политех»

Популярная механика
Совсем поехали. Каршеринг в России набирает обороты Совсем поехали. Каршеринг в России набирает обороты

Каршеринг в России развивается активнее, чем где бы то ни было в мире

Forbes
Как ухаживать за грудью? Как ухаживать за грудью?

Кормящей маме нужно соблюдать правила гигиены и ухаживать за молочными железами

9 месяцев
Новые бюрократы. Почему Кремль не видит провалов системы госуправления Новые бюрократы. Почему Кремль не видит провалов системы госуправления

Новая структура правительства вызывает вопросы

Forbes
Зеркало заднего вида и другие изобретения, пришедшие из автогонок Зеркало заднего вида и другие изобретения, пришедшие из автогонок

Автогонки как обкаточный полигон для технических новинок

Популярная механика
Болото обещаний. Почему Россия проиграла Казахстану в создании финансового центра Болото обещаний. Почему Россия проиграла Казахстану в создании финансового центра

На создание Международного финансового центра в Астане ушло три года

Forbes
Открыть в приложении