Александр Сокуров: «Власть не от Бога»
Замысел фильма о Гитлере возник у меня ещё во время учёбы в университете. В какой-то момент этот персонаж подошёл ко мне совершенно вплотную, мы оказались друг против друга. Мы смотрели друг другу в глаза. Вглядываясь в это «лицо», я пытался понять, что это за человек, который оказался вознесённым к таким вершинам власти. Понять именно человеческую природу существа, именуемого Гитлер.
Наше время отличается, скажем, от времён Шекспира, когда историческая «вина», историческая ответственность имела очень конкретный, персонифицированный человеческий облик: конкретный человек развязывал, условно говоря, военные действия, конкретный человек совершал преступление, и он же переживал, изживал в себе это чувство. Он мог завершить эту войну, он мог выйти из драматического действия или события — через покаяние или каким-то другим образом. В наше же время действует сила безответственности, сила безымянности, обладающая огромным инерционным зарядом.
Когда я говорю об «ответственности» применительно к тому материалу, на котором снят фильм «Молох», я не имею в виду, что нужно искать «виноватых». Просто нужно помнить о том, что всякая власть — не от Бога. Власть — категория человеческая, ничто нам сверху уже не отпущено, мы в своё время были изгнаны из рая, и всё, что мы имеем, — дело рук человеческих. Стало быть, у всего, что нас окружает, и у власти в том числе, — естественные человеческие корни.
Когда начинаешь пристально вглядываться в те или иные исторические события, за которыми всегда стоят конкретные люди, то нередко обнаруживается, что в основе их «исторических» поступков лежит очень простой механизм простых человеческих реакций. По существу, большая часть тех или иных поступков совершалась не потому, что те или иные политические деятели руководствовались интересами общества, государства, народа, а исходя из интимных, индивидуальных, очень локальных побуждений и мотивов, которые не имеют отношения ни к истории страны, ни к истории её народа, ни вообще к каким бы то ни было глобальным процессам. Эти мотивы, как правило, весьма просты, порою даже