«Доверенное» по снизит риски импортозамещения
Почему на сегодняшний день импортозамещение абсолютно всего программного обеспечения (ПО) на отечественные решения невозможно, а также как минимизировать риски использования зарубежного софта, рассказал «Деньгам» генеральный директор компании-разработчика автоматизированных банковских систем АО «ФлексСофт» Аркадий Лобас.
Смомента опубликования указов президента, направленных на обеспечение технологического суверенитета, прошло немало времени. Как сегодня обстоят дела с импортозамещением в банковской сфере?
— Импортозамещение нужно рассматривать в контексте достижения технологического суверенитета, и только как часть этого процесса, затрагивающего все сферы экономики страны. Банковская сфера наиболее успешно продвигается в этом направлении. Она достигла определенных результатов в импортозамещении многих приложений. Однако есть продукты, которые создавались и оттачивались крупными технологическими компаниями в течение нескольких десятилетий с привлечением колоссальных ресурсов. Это относится к системному ПО, обеспечивающему кибербезопасность, виртуализацию и управление базами данных. В короткие сроки создать аналоги этих продуктов не представляется возможным.
— Представители кредитных организаций в своих публичных выступлениях часто говорят, что решением проблемы может стать внедрение в банках решений на основе открытого кода (open source). Как вы считаете, это действительно позволяет решить проблему импортозамещения в банках?
— Использование программных продуктов, созданных на основе open source, рассматривается как один из вариантов импортозамещения. И по некоторым, особенно прикладным задачам опыт использования open source вполне успешен. Но в части системного ПО не все так однозначно, потому что в open source, как правило, не отдаются решения класса enterprise (программные продукты и системы, разработанные и предназначенные для использования в крупных предприятиях, обладают широкими возможностями и способностью работать с большим объемом информации.— «Деньги»). В open source выкладываются продукты или в начальной стадии создания, или в сильно урезанной функциональности и с ограниченными техническими возможностями с целью прежде всего их тестирования и дальнейшего развития с привлечением всеобщего интеллектуального ресурса.
Касательно систем управления базами данных для высоконагруженных транзакционных систем, какие используются в банковском секторе для автоматизации ключевых процессов функционирования финансово-расчетной системы,— enterprise-решения такого класса всегда поставлялись только на основе платных лицензий. Зарегистрированные на сегодняшний день и внесенные в реестр отечественного ПО версии продуктов на основе open source не обладают в должной мере теми функциональными и техническими возможностями, которыми обладают используемые в финансовой индустрии. Еще раз повторюсь, западными вендорами в разработку системного ПО были вложены колоссальные ресурсы, людские, временные, технические и финансовые. Чтобы создать им равнозначную замену, необходимо гораздо больше усилий и времени. Отвечая на ваш вопрос — я не против того, чтобы использовать продукты, созданные на основе open source, в тех сегментах, где они могут в полной мере заменить недружественных производителей, но это не решает проблему с системным ПО и не является панацеей. Следует учитывать и присутствие санкционных рисков по open source продуктам. Так, некоторые open source площадки уже перестали принимать изменения от программистов из России. Где гарантии, что завтра нас совсем от них не отключат?