За последнюю декаду изменился не только мир, но и рынок современного искусства

РБККультура

Что происходило с арт-рынком последние десять лет

За последнюю декаду изменился не только мир, но и рынок современного искусства. Марина Анциперова разбирается, как работы молодых художников стали частью всеобщей повседневности и почему эти победы по-прежнему скорее локальны, чем глобальны

Марина Анциперова

756633443895051.jpg
© cosmoscow

Бум маленьких галерей и молодых художников

Журналист и арт-критик Игорь Гребельников вспоминает, как в 2008 году коллекционеры стояли в очереди, чтобы приобрести работы современных художников, поскольку не успевали покупать их на ярмарках. Это был пик роста арт-рынка в 2000-х, который нашел отражение и в бурном развитии институций. В тот год, к примеру, появился знаковый для своего времени центр современного искусства «Гараж», были учреждены два фонда («Сфера» Смирнова и Сорокина, а также ЦСИ «Винзавод») и биеннале молодого искусства. Годом раньше в 4-м Сыромятническом переулке на месте старейшего городского комбината столовых вин появился небывалый для города арт-кластер, ЦСИ «Винзавод». Тогда же была учреждена первая российская премия в мире современного искусства, премия Кандинского. Соизмеримый пик в истории современного российского искусства случился нескоро: в 2020–2021 годах. До этого под влиянием двух кризисов, 2008-го и 2014-го, рынку искусства был присущ скорее некоторый пессимизм.

По мнению Анны Бариновой, основательницы Anna Nova Gallery, одной из старейших петербургских галерей, в середине 2010-х художникам и галеристам казалось, что они варятся в собственном соку, поскольку людей, которые интересовались и увлекались современным искусством, было совсем мало. И если к 2015 году правили бал скорее авторитетные галереи со зрелыми художниками, то в следующие семь лет все сильно изменилось: новички-галеристы окрепли и стали продвигать новое, молодое поколение художников. Так, художница Данини, которую представляла галерея Fragment, подорожала с 2019 по 2021 год в три-четыре раза (от €800 до €2–3 тыс.), самый популярный художник галереи Sample в 2021-м, Алексей Дубинский, продавал в 2019-м свои живописные холсты за €1–4 тыс., а в 2022-м — за €7–10 тыс.

756633374943601.jpg
Азиза, Woman Tragedy © Галерея Seréne
Мария Высотская, «Экзотермический процесс 22» © Inart Gallery by Ksenia Podoynitsyna

«За этот период стали появляться новые резиденции, различные арт-кластеры, с художниками начали взаимодействовать и рассказывать про них широкой публике, стали чаще появляться различные коллаборации», — замечает Анна Баринова. Многие галереи — как маленькие, занимающиеся скорее начинающими художниками, вроде питерской Myth, так и продающие классиков отечественного искусства проекты вроде галереи Алины Пинской — отмечают 2020 и 2021 годы как самые удачные с точки зрения продаж. В 2016 году открылось сразу шесть галерей, которые существуют и по сегодняшний день: галерея тиражной графики Shaltai Editions, три московских проекта Totibadze, Askeri Gallery, InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna, нижегородская FUTURO и, наконец, галерея Fragment, которая открылась последней в декабре 2016-го. Половина этих проектов как раз и представляла молодых художников — уже заметных своими работами, но пока не достигших статуса признанных звезд. Время оказалось правильным для этой более чем рисковой, как считалось тогда, инициативы: как рассказывает Сергей Гущин, основатель галереи Fragment, за первый год в галерею было вложено только 60% собственных средств, а 40% инвестировано с выручки, которая появилась практически сразу. Fragment на тот момент оценивала свою задачу как формирование нового пула коллекционеров и выход на международный рынок. Забегая вперед, можно сказать, что эта задача была решена — представительство галереи появилось в США.

Айдан Салахова, III © Shaltai Editions
Картина Константина Сутягина © Totibadze Gallery

Рост онлайн-проектов

В то же время начался и бурный рост онлайн-галерей: в 2016-м появился проект Sample, его предшественниками стали Oily Oil (2014 год) и WHO I AM Gallery (2013 год), затем последовало «Объединение» (2017 год) и, наконец, созданные по модели платформы Artsу (агрегатора искусства разных направлений, где и галереи, и художники могут представлять себя сами) онлайн-платформа TEO by Cosmoscow (2020 год) и аналогичный по своей модели проект Bizar (2021 год). Анна Михеева, основательница проекта «Объединение», рассказывает, что открытие проекта было связано с тем, что на рынке нашлось не так много альтернатив: «Классных галерей и проектов, открытых и готовых представлять молодых авторов, тогда были единицы. По моим ощущениям, в то время авторитетные галереи вроде "Триумфа" были довольно закрыты всему. Я начинала как художница и подумала, что было бы полезно сделать что-то для своих талантливых друзей».

756633405164056.jpg
Оля Австрейх, Yellow, из серии «Свет зажигается и гаснет» © Галерея Seréne

Она вспоминает, что в 2018 году случился настоящий бум онлайн-проектов, когда чуть ли не каждый месяц их запускалось по несколько: появлялись инстаграм-страницы (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и сайты, которые через какое-то время пропадали, домены не работали, хостинги не оплачивались. Михеева связывает исчезновение подавляющего количества проектов с тем, что они ожидали быстрых результатов: «Эта сфера про работу вдолгую, не всем хватило мотивации продолжать». Почти все платформы стали совмещать онлайн- и офлайн-форматы: первопроходцем оказалась Sample с вечеринками-аукционами на разных площадках, затем и остальные проекты стали развиваться в офлайн-мероприятия. В 2021-м, на пятый год существования, оборот Sample составил 3 млн руб. (в этом году — уже 9 млн руб.), по словам основательницы проекта Софьи Симаковой, лучше всего продается маленькая графика и большая живопись. Маркетплейс TEO by Cosmoscow отчитался в том же году о результатах продаж по 10–20 работ в месяц в диапазоне от €500 до €10 тыс. Аналогичная платформа, запущенная годом позже, Bizar, за период лето 2021-го — лето 2022-го достигла оборота в 40 млн руб., в топ также попали небольшие работы и графика.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как будет работать ОСАГО без учета износа. Об этом лучше знать заранее Как будет работать ОСАГО без учета износа. Об этом лучше знать заранее

Возмещение по ОСАГО без учета износа деталей. Разбираемся в нюансах схемы

РБК
Видимые ошибки: 29 неточностей панорамы «Бородинская битва» Франца Рубо Видимые ошибки: 29 неточностей панорамы «Бородинская битва» Франца Рубо

Панораме уже больше века, а промахи на ней до сих пор не исправлены

Вокруг света
Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова

Владимир Набоков понимал все проблемы, стоящие перед литературой ХХ века

РБК
Как узнать, как ты записан в телефоне у других людей: простые способы Как узнать, как ты записан в телефоне у других людей: простые способы

Как определить, под каким именем значится конкретный номер в чужом смартфоне

CHIP
Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета? Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета?

Почему в итоге ярко-желтый окрас стал «официальным» для теннисного мяча?

ТехИнсайдер
7 ошибок, из-за которых женщины выглядят дешево в дорогих вещах: мнение звездного стилиста 7 ошибок, из-за которых женщины выглядят дешево в дорогих вещах: мнение звездного стилиста

Мы все хотим выглядеть потрясающе, верно?

VOICE
Рэйография, редимейд, ракурс: как Ман Рэй изменил искусство Рэйография, редимейд, ракурс: как Ман Рэй изменил искусство

На примере пяти работ показываем, как Ман Рэй изменил фотографию и искусство

Правила жизни
В барабанном бое и гудении шимпанзе нашли индивидуальные различия В барабанном бое и гудении шимпанзе нашли индивидуальные различия

Отличное звучание самцы шимпанзе использовали для передачи сообщений

N+1
Микропенис и проблемы с яичками: чем на самом деле болел Гитлер Микропенис и проблемы с яичками: чем на самом деле болел Гитлер

Гитлер умудрился сорвать настоящий джек-пот из патологий

ТехИнсайдер
«Король уродцев»: история «получеловека» Джонни Экка «Король уродцев»: история «получеловека» Джонни Экка

«Если я захочу увидеть уродов, я просто выгляну в окно», — говорил Джонни Экк

VOICE
5 научно доказанных способов поддержать сотрудников в сложные времена 5 научно доказанных способов поддержать сотрудников в сложные времена

Поддерживать сотрудников — одна из задач ответственного руководителя

Inc.
15 шагов к психологической устойчивости 15 шагов к психологической устойчивости

Как научиться «держать удар»?

Psychologies
Дети не поймут, а родители вспомнят: 13 вкусняшек СССР, без которых не обошлось ни одно советское детство Дети не поймут, а родители вспомнят: 13 вкусняшек СССР, без которых не обошлось ни одно советское детство

Минутка ностальгии по вкусностям из СССР объявляется открытой!

ТехИнсайдер
Аша Лемми: «Пятьдесят слов дождя». История незаконнорожденной дочери японской аристократки Аша Лемми: «Пятьдесят слов дождя». История незаконнорожденной дочери японской аристократки

Отрывок из опьяняющего романа «Пятьдесят слов дождя»

СНОБ
Титул Камиллы: как самая ненавидимая женщина Великобритании стала королевой-консортом Титул Камиллы: как самая ненавидимая женщина Великобритании стала королевой-консортом

Что для Камиллы Паркер-Боулз значит титул королевы-супруги?

Forbes
Одна вокруг света: Парагвай, древняя земля Хатун Чаку и цивилизация у каждой заправки Одна вокруг света: Парагвай, древняя земля Хатун Чаку и цивилизация у каждой заправки

Кругосветное путешествие Ирины Сидоренко: Парагвай

Forbes
Вокруг света Вокруг света

С улицы фасад напоминает оригами, а дальше — сад, которому больше ста лет

Seasons of life
Такие наши годы: что мы пережили в Такие наши годы: что мы пережили в

Писательница Ляля Брынза рассказывает о 90-х годах 20 века

VOICE
Мужчина мечты Мужчина мечты

Эльдар Хакимов – о лучших сетах, фешен-экспериментах и серьезных отношениях

VOICE
5 ошибочных стратегий воспитания 5 ошибочных стратегий воспитания

Предлагаем взглянуть на методы воспитания с точек зрения: родителя и ребенка

Psychologies
Саяка Мурата: «Земляноиды». Мрачная антиутопия в переводе Дмитрия Коваленина Саяка Мурата: «Земляноиды». Мрачная антиутопия в переводе Дмитрия Коваленина

Отрывок из японской антиутопии «Земляноиды» на тему одиночества и неравенства

СНОБ
От ацтеков до пикселей От ацтеков до пикселей

Из чего состоит «Джиперс Криперс»

Weekend
Елизавета II, автомеханик на престоле Елизавета II, автомеханик на престоле

Королеву Елизавету вспоминает бывший посол РФ в Великобритании

Дилетант
Почему психологи не дают советов? Почему психологи не дают советов?

Почему человек должен сам найти решение своей проблемы?

Psychologies
Жизнь после отмены антидепрессантов: к чему готовиться? Жизнь после отмены антидепрессантов: к чему готовиться?

Считается, что антидепрессанты вызывают зависимость, но оправдан ли этот страх?

Psychologies
Фрагмент книги Михаила Горбачева «Остаюсь оптимистом» — о студенческой жизни будущего единственного президента СССР Фрагмент книги Михаила Горбачева «Остаюсь оптимистом» — о студенческой жизни будущего единственного президента СССР

Фрагмент автобиографической книги Михаила Горбачева «Остаюсь оптимистом»

Правила жизни
Запутывание атомных часов увеличило их точность Запутывание атомных часов увеличило их точность

Физики измерили разность частот у двух оптических атомных часов

N+1
Недвижимость Недвижимость

В России в сегменте элитного жилья продолжает набирать популярность Сочи

Robb Report
5 причин, почему женщины чаще подают на развод 5 причин, почему женщины чаще подают на развод

Почему именно женщины становятся инициаторами завершения брака?

Psychologies
Куда уходят деньги? Куда уходят деньги?

Как найти дыру в семейном бюджете и залатать ее

Лиза
Открыть в приложении