Что происходило с арт-рынком последние десять лет
За последнюю декаду изменился не только мир, но и рынок современного искусства. Марина Анциперова разбирается, как работы молодых художников стали частью всеобщей повседневности и почему эти победы по-прежнему скорее локальны, чем глобальны
Бум маленьких галерей и молодых художников
Журналист и арт-критик Игорь Гребельников вспоминает, как в 2008 году коллекционеры стояли в очереди, чтобы приобрести работы современных художников, поскольку не успевали покупать их на ярмарках. Это был пик роста арт-рынка в 2000-х, который нашел отражение и в бурном развитии институций. В тот год, к примеру, появился знаковый для своего времени центр современного искусства «Гараж», были учреждены два фонда («Сфера» Смирнова и Сорокина, а также ЦСИ «Винзавод») и биеннале молодого искусства. Годом раньше в 4-м Сыромятническом переулке на месте старейшего городского комбината столовых вин появился небывалый для города арт-кластер, ЦСИ «Винзавод». Тогда же была учреждена первая российская премия в мире современного искусства, премия Кандинского. Соизмеримый пик в истории современного российского искусства случился нескоро: в 2020–2021 годах. До этого под влиянием двух кризисов, 2008-го и 2014-го, рынку искусства был присущ скорее некоторый пессимизм.
По мнению Анны Бариновой, основательницы Anna Nova Gallery, одной из старейших петербургских галерей, в середине 2010-х художникам и галеристам казалось, что они варятся в собственном соку, поскольку людей, которые интересовались и увлекались современным искусством, было совсем мало. И если к 2015 году правили бал скорее авторитетные галереи со зрелыми художниками, то в следующие семь лет все сильно изменилось: новички-галеристы окрепли и стали продвигать новое, молодое поколение художников. Так, художница Данини, которую представляла галерея Fragment, подорожала с 2019 по 2021 год в три-четыре раза (от €800 до €2–3 тыс.), самый популярный художник галереи Sample в 2021-м, Алексей Дубинский, продавал в 2019-м свои живописные холсты за €1–4 тыс., а в 2022-м — за €7–10 тыс.
«За этот период стали появляться новые резиденции, различные арт-кластеры, с художниками начали взаимодействовать и рассказывать про них широкой публике, стали чаще появляться различные коллаборации», — замечает Анна Баринова. Многие галереи — как маленькие, занимающиеся скорее начинающими художниками, вроде питерской Myth, так и продающие классиков отечественного искусства проекты вроде галереи Алины Пинской — отмечают 2020 и 2021 годы как самые удачные с точки зрения продаж. В 2016 году открылось сразу шесть галерей, которые существуют и по сегодняшний день: галерея тиражной графики Shaltai Editions, три московских проекта Totibadze, Askeri Gallery, InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna, нижегородская FUTURO и, наконец, галерея Fragment, которая открылась последней в декабре 2016-го. Половина этих проектов как раз и представляла молодых художников — уже заметных своими работами, но пока не достигших статуса признанных звезд. Время оказалось правильным для этой более чем рисковой, как считалось тогда, инициативы: как рассказывает Сергей Гущин, основатель галереи Fragment, за первый год в галерею было вложено только 60% собственных средств, а 40% инвестировано с выручки, которая появилась практически сразу. Fragment на тот момент оценивала свою задачу как формирование нового пула коллекционеров и выход на международный рынок. Забегая вперед, можно сказать, что эта задача была решена — представительство галереи появилось в США.
Рост онлайн-проектов
В то же время начался и бурный рост онлайн-галерей: в 2016-м появился проект Sample, его предшественниками стали Oily Oil (2014 год) и WHO I AM Gallery (2013 год), затем последовало «Объединение» (2017 год) и, наконец, созданные по модели платформы Artsу (агрегатора искусства разных направлений, где и галереи, и художники могут представлять себя сами) онлайн-платформа TEO by Cosmoscow (2020 год) и аналогичный по своей модели проект Bizar (2021 год). Анна Михеева, основательница проекта «Объединение», рассказывает, что открытие проекта было связано с тем, что на рынке нашлось не так много альтернатив: «Классных галерей и проектов, открытых и готовых представлять молодых авторов, тогда были единицы. По моим ощущениям, в то время авторитетные галереи вроде "Триумфа" были довольно закрыты всему. Я начинала как художница и подумала, что было бы полезно сделать что-то для своих талантливых друзей».
Она вспоминает, что в 2018 году случился настоящий бум онлайн-проектов, когда чуть ли не каждый месяц их запускалось по несколько: появлялись инстаграм-страницы (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и сайты, которые через какое-то время пропадали, домены не работали, хостинги не оплачивались. Михеева связывает исчезновение подавляющего количества проектов с тем, что они ожидали быстрых результатов: «Эта сфера про работу вдолгую, не всем хватило мотивации продолжать». Почти все платформы стали совмещать онлайн- и офлайн-форматы: первопроходцем оказалась Sample с вечеринками-аукционами на разных площадках, затем и остальные проекты стали развиваться в офлайн-мероприятия. В 2021-м, на пятый год существования, оборот Sample составил 3 млн руб. (в этом году — уже 9 млн руб.), по словам основательницы проекта Софьи Симаковой, лучше всего продается маленькая графика и большая живопись. Маркетплейс TEO by Cosmoscow отчитался в том же году о результатах продаж по 10–20 работ в месяц в диапазоне от €500 до €10 тыс. Аналогичная платформа, запущенная годом позже, Bizar, за период лето 2021-го — лето 2022-го достигла оборота в 40 млн руб., в топ также попали небольшие работы и графика.