Лучшие книжные новинки для летнего чтения

ForbesСобытия

Что читать в отпуске: главные книжные новинки этого лета

Новые издания Элены Ферранте и Элизабет Страут, стихи и записки легендарного Леонарда Коэна, переосмысление классических сказок и другие лучшие книжные новинки для летнего чтения — в подборке Forbes Life

Наталья Ломыкина

Литературоведы обычно критикуют тематические списки: не бывает, мол, чтения летнего или отпускного. Но мы, читатели, точно знаем, что книги создают настроение, и есть романы, которые хорошо читать в дождь на дачной веранде или во время сиесты у моря. Мало кому можно посоветовать взять с собой на пляж «Божественную комедию» Данте, а вот «Здравствуй, грусть» Франсуазы Саган или «Великий Гэтсби» Фицджеральда замечательно подойдут. Литературный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина выбрала из летних новинок 10 книг, которые стоит прочесть в отпуске.

1Элена Ферранте «Незнакомая дочь»

Издательство Corpus, перевод с итальянского Елены Тарусиной

Элена Ферранте «Незнакомая дочь»

Те, кто читал романы знаменитого «Неаполитанского квартета» загадочной Элены Ферранте или заразился «лихорадкой Ферранте» (#ferrantefever) после сериала HBO «Моя гениальная подруга», знают и помнят, что в истории дружбы главных героинь писательницы — Лилы и Элены — огромную роль сыграла кукла одной из девочек. Роман «Незнакомая дочь», который сама Ферранте считает одной из самых сильных своих книг, написан задолго до «квартета», но здесь уже появляется девочка Элена и ее кукла. Так что для поклонников писательницы это возможность заглянуть в творческую лабораторию Ферранте и понять, какое значение для нее самой имеет этот важный, немного пугающий сюжет. Вместе с тем, «Незнакомая дочь» — «самостоятельный, глубокий, полнокровный текст, подробно исследующий тему материнства в ее самых драматических аспектах», как охарактеризовали в свое время книгу в издательстве «Синдбад», открывшем феномен Ферранте русскому читателю.

Главной героине «Незнакомой дочери» неаполетанке Леде, профессору университета, сорок семь лет. Она разведена и, наконец, совершенно свободна — обе ее дочери выросли и уехали жить к отцу в Канаду. Леда каждый день разговаривает с ними по телефону и немного скучает, но при этом наслаждается вновь обретенной свободой и одиночеством. В квартире, наконец, тишина и порядок, можно спокойно заниматься любимой работой, а на лето уехать. Леда устраивает себе отпуск у моря, чтобы не торопясь читать книги, писать статьи и размышлять о своем. На пляже ее внимание привлекает большое шумное семейство земляков и особенно молодая мать с девочкой. День за днем Леда наблюдает за их отношениями, вспоминая попутно взросление собственных дочерей, а потом совершает абсолютно необъяснимый поступок — и позволяет чужой жизни ворваться в ее собственную.

Ферранте, казалось бы, описывает размеренный пляжный отдых успешной и благополучной женщины, но с первых же страниц все сильнее нарастает напряжение. История Леды постепенно превращается в исповедь, а литературная игра в «дочки-матери» становится романом, разрушающим стереотипное представление о материнстве. Причем главным в «Незнакомой дочери» остается мощный, узнаваемый, необыкновенно притягательный голос Элены Ферранте, который властно ведет читателя сперва на жаркий пляж, где лежит в песке страшненькая кукла, которую потеряла маленькая девочка, а потом прямиком к зеркалу, показывающему краеугольный камень материнской любви.

2Тайари Джонс «Брак по-американски»

Издательство АСТ, перевод с английского Анастасии Платоновой

Тайари Джонс «Брак по-американски»

Обманчиво спокойный роман, который дает возможность понаблюдать за отношениями двоих и поразмышлять над тем, из чего складывается близость в семейной жизни. Блестящий маркетолог Рой, молодой и самоуверенный, убежден, что ему чертовски повезло в жизни — он отхватил себе красотку Селестию, южанку, художницу, любимую дочь состоятельных родителей. Они только год в браке, впереди целая жизнь. Селестия уже согласна завести ребенка и даже сделала куклу-младенца, так похожую на Роя, что у его матери даже перехватило дыхание. Но небольшая ссора в отеле, разговор на повышенных тонах… Рой выходит ненадолго в холл, чтобы принести льда для коктейля и самому остыть. Пожилая дама с поврежденной рукой просит его о помощи, он провожает ее в номер и возвращается к жене. А наутро мир летит к чертям. Ночью даму изнасиловали — и виноватым, по мнению полиции, оказался Рой.

Когда Тайари Джонс написала этот роман, среди его главных поклонников оказались Барак Обама и Опра Уинфри, и ясно почему. Если сосредоточиться на главной сюжетной линии, «Брак по-американски» о том, как слепа система правосудия, когда темнокожего парня обвиняет почтенная белая дама. Да, семейный адвокат все-таки вытащит Роя из тюрьмы, но он уже отсидит 5 из несправедливо присужденных 12 лет и никто даже не извинится перед ним за украденные годы. А ведь их невозможно просто вырезать и склеить жизнь как пленку на монтажном столе, хотя Рой и попытается.

Но все-таки Тайари Джонс пишет о другом — о том, насколько близость молодых, не так давно повстречавшихся людей зависит от ежедневного общения, от совместного обсуждения идей, от перепалок, общих шуток и оттого незримого поля, которое создается в отношениях и которое так сложно поддерживать на расстоянии. Рой и Селестия на два голоса — то в повествовании, то в письмах — рассказывают, как время и расстояние истончили их брак. «Брак по-американски» словно делает читателя участником иммерсивного спектакля. Читая, буквально видишь, как ветшает и растворяется под руками плотная ткань их общей истории, и ничего не можешь поделать. В этот момент автор дает высказаться еще одной стороне — Андре, другу детства Селестии и студенческому товарищу Роя, шаферу на их свадьбе — и цветные нити начинают сплетаться в новый узор, изменить который все сложнее.

Тайари Джонс, получившая за «Брак по-американски» Women’s Prize for Fiction, Национальную книжную премию США и номинацию на престижную медаль Карнеги, говорит, что изначально писала книгу от лица Селестии, но когда закончила, поняла, что так читатели не удержатся от осуждения героини. Поэтому в финальной версии каждый из героев рассказывает свою правду — и получается искренний и горький роман без правых и виноватых.

3Жан-Клод Мурлева «Старые друзья»

Издательство «Синдбад», перевод Елены Головиной

Жан-Клод Мурлева «Старые друзья»

Признайтесь, летом чаще, чем когда-либо, приходят воспоминания о юности. То запах липы потянет за собой воспоминания о первом свидании, то случайная мелодия на летней веранде заставит улыбнуться, напомнив о студенческой дружбе. Новый роман француза Жана-Клода Мурлева «Старые друзья», легкий и летний, как сангрия, предлагает задержать эти воспоминания чуть дольше и посмаковать их.

Герою Мурлева, писателю Сильвестру, около 60, у него все хорошо и жизнь, в целом, радует. Правда, иногда кажется, что все лучшее было в беззаботной юности, в студенчестве, когда почти случайно сложившаяся компания из трех парней и двух девушек, наслаждалась каждым прожитым днем. Тогда весь мир был открыт, музыка звучала только для них, а горячие споры обо всем на свете и любовные переживания были самым главным. Компания давно разлетелась по свету, только лучший друг Жан все так же рядом. Однажды он звонит и говорит, что у него родилась отличная идея: снять домик у моря и собраться старой студенческой компанией на несколько дней, без жен, мужей и собак. Пока Сильвестр размышляет не сошел ли друг с ума и будут ли они вообще чувствовать себя свободно, если не виделись больше сорока лет, Жан достает из рукава последний козырь: «Неужели тебе не хочется увидеться с Марой?»

В общем, спустя сорок лет пятеро студенческих друзей договариваются о встрече. Сильвестр снимает дом с большой гостиной и приезжает на день раньше, чтобы все подготовить и утром встретить остальных на пароме. Он вспоминает, что происходило между ними сорок лет назад — и удивительное дело, многое помнится куда лучше, чем дальнейшая взрослая жизнь, а уж если включить музыку… Но, боже мой, как же страшно снова оказаться в компании тех, кто знал тебя изнутри, и особенно снова встретить прежнюю любовь.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Оденься как звезда! Учимся совмещать стили у Беллы Хадид и Хейли Бибер Оденься как звезда! Учимся совмещать стили у Беллы Хадид и Хейли Бибер

Хочешь научиться миксовать стили как сёстры Хадид?

Cosmopolitan
Удачное преображение: как изменился Александр Ревва после пластики Удачное преображение: как изменился Александр Ревва после пластики

Александр Ревва смог превратиться из комика в брутального мужчину

Cosmopolitan
Изображение чёрной дыры: что на самом деле получили астрономы Изображение чёрной дыры: что на самом деле получили астрономы

Но что мы видим на полученном изображении чёрной дыры

Наука и жизнь
Парный выход Парный выход

Как российские селебрити проводят время со своими детьми

Grazia
Только между нами Только между нами

О женской дружбе редко услышишь что-то хорошее

Cosmopolitan
Как распознать тревогу и справиться с ней. 5 принципов и 8 шагов Как распознать тревогу и справиться с ней. 5 принципов и 8 шагов

Как не оказаться в числе страдающих повышенной тревожностью

СНОБ
В чем секрет сверхвыносливости верблюдов В чем секрет сверхвыносливости верблюдов

Что есть у верблюдов, чего не хватает людям и многим другим животным?

СНОБ
Ламповые цветы Ламповые цветы

Как грибы подарили свет растениям

Популярная механика
10 вопросов нефрологу 10 вопросов нефрологу

Как распознать заболевания почек, кто в группе особого риска и что делать

Лиза
5 настолок по мотивам популярных видеоигр 5 настолок по мотивам популярных видеоигр

Предлагаем столкнуться с противником лицом к лицу с помощью настольных игр

CHIP
«Реальным пацанам» 10 лет! Как изменились главные герои — тогда и сейчас «Реальным пацанам» 10 лет! Как изменились главные герои — тогда и сейчас

Сериал «Реальные пацаны» отмечает свое десятилетие

Cosmopolitan
Мяукающие монахини и еще 5 случаев массовой истерии Мяукающие монахини и еще 5 случаев массовой истерии

Если сходить с ума, то сообща!

Maxim
Зачем мы спорим? Зачем мы спорим?

Бывают люди, которых хлебом не корми — дай поспорить

Psychologies
Не дайте одежде все разболтать: советы стилиста Не дайте одежде все разболтать: советы стилиста

Как с помощью одежды транслировать окружающим именно то, что вы хотите

Psychologies
8 обязательных фильмов о самураях 8 обязательных фильмов о самураях

Про самураев снято немало картин, а некоторые — шедевры мирового кинематографа

Maxim
Водитель задел столбик на заправке и уехал. За это его лишили прав Водитель задел столбик на заправке и уехал. За это его лишили прав

Разбираемся, как не лишиться прав на пустом месте

РБК
Противная рыжая немка Противная рыжая немка

Принцесса, которой пришлось выйти замуж за самого уродливого человека её времени

Дилетант
Мы с Шерлоком Холмсом Мы с Шерлоком Холмсом

Его голос и гордый профиль мы узнаем из тысяч!

Лиза
Выстрел на орбите: что делают в космосе таинственные русские спутники Выстрел на орбите: что делают в космосе таинственные русские спутники

Что о таинственных спутниках серии «Космос»

Популярная механика
Обгони меня: как в СССР строили 300-сильные масл-траки из ЗИЛов Обгони меня: как в СССР строили 300-сильные масл-траки из ЗИЛов

Почему советские ЗИЛы по скорости были не хуже, чем правительственные лимузины

Популярная механика
Самолетство Самолетство

Для июльского номера Дмитрий Захаров написал рассказ «Самолетство»

Esquire
«Сейчас нет героев» «Сейчас нет героев»

Актриса Ангелина Стречина о субличностях и об отношениях с родителями

OK!
Рассмешили весь мир: женщины-комики, которые не боятся жестко шутить над другими Рассмешили весь мир: женщины-комики, которые не боятся жестко шутить над другими

Эти женщины могут шутить на самые острые темы

Cosmopolitan
От студентки-хиппи до несостоявшегося президента: эволюция стиля Хиллари Клинтон От студентки-хиппи до несостоявшегося президента: эволюция стиля Хиллари Клинтон

Трудно в это поверить, но когда-то Хиллари Клинтон была студенткой-хиппи

Cosmopolitan
Катя Кузнецова: «Рада, что серьезные разочарования случились еще в юности» Катя Кузнецова: «Рада, что серьезные разочарования случились еще в юности»

Актриса Катя Кузнецова о съемках, харассменте и отношениях

Караван историй
Уиллем Дефо — актер, который ничего не боится и не оглядывается назад Уиллем Дефо — актер, который ничего не боится и не оглядывается назад

Как Уиллем Дефо сыграл Ван Гога и почему он не перечитывает свои дневники

Esquire
Нейрофизиолог, которая верила в магию мозга: чем известна Наталья Бехтерева Нейрофизиолог, которая верила в магию мозга: чем известна Наталья Бехтерева

Вспоминаем биографию советского и российского нейрофизиолога Натальи Бехтеревой

Esquire
«Наша цель  — раздеть Лукашенко»: уехавший в Россию соперник белорусского президента о бегстве и стратегии оппозиции «Наша цель  — раздеть Лукашенко»: уехавший в Россию соперник белорусского президента о бегстве и стратегии оппозиции

Почему Валерий Цепкало не верит в честную победу Александра Лукашенко

Forbes
Секс и наука: все главные факты об удовольствии Секс и наука: все главные факты об удовольствии

5 фактов о сексе, которые с научной точки зрения объясняют, почему он так хорош

Популярная механика
«Страна должна сделать так, чтобы политика не лезла в IT». Фазлыев, Токовинин, Хачуян, Орловский и Чачава — о налоговом маневре в IT-индустрии «Страна должна сделать так, чтобы политика не лезла в IT». Фазлыев, Токовинин, Хачуян, Орловский и Чачава — о налоговом маневре в IT-индустрии

Что предложенный налоговый маневр значит для IT-индустрии?

Inc.
Открыть в приложении