Тренды > Смешанные реальности
Улучшенный мир Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
Ругать неуклюжие идеи Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в отношении виртуальной реальности сегодня очень модно. Тем не менее компания продолжает работать над ярким будущим дополненной реальности — перспективным, однако вызывающим тревогу.
Что это было? Скверная шутка или плохая презентация? А может быть, Марку Цукербергу на открытии своей конференции разработчиков F8 просто нечего было сказать выдающегося? В любом случае, разочарование так и повисло в воздухе, когда он наконец-то сообщил, над какими виртуальными и дополненными реальностями (VR и AR) работает его компания на данный момент. Если вкратце: парочка средненьких эффектов для камеры и трехмерный чат, который всем наскучил еще в мире онлайн-игры Second Life. Все это появилось еще в прошлом году и, что самое плохое, у конкурентов.
Цукерберг понимает, что его компания опаздывает во всем, что касается технологий VR и AR, и что его задача заключается именно в скорейшем объединении цифрового и физического миров. Тем серьезнее он относится к этой проблеме и использует для ее решения ресурсы, которых у Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) более чем достаточно: информационные нововведения и деньги. В последующие десять лет Марк планирует инвестировать в разработку систем AR и VR до $3 млрд. Это примерно столько же, сколько он потратил за последние три года всего лишь на довольно спорное приобретение VR-компании Oculus и их шлемов Rift: $2 млрд за фирму, $300 млн — за руководителей Oculus, поскольку они уже добились определенных результатов, еще $300 млн ушло на компенсацию разработчику игр ZeniMax Media по проигранному иску, суд по которому состоялся сразу же после покупки компании Oculus.
Огромные затраты на нишевый продукт
Это безумные деньги, выложенные за идею, чье время, как успешного продукта на созревающем рынке, пока еще не пришло. «Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) должен продать от 50 до 100 млн шлемов виртуальной реальности, — заявил Цукерберг во время телефонного совещания с инвесторами, — чтобы эта новая технология стала "значимой компьютерной платформой"». Для понимания: в 2016 году Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) продал всего 355 000 шлемов, количество же реализованных VR-очков Samsung Gear, гораздо более дешевых и использующих смартфон в качестве дисплея и платформы для вычислений, не превысило 2,3 миллиона.
Вряд ли в ближайшие годы ситуация серьезно изменится. К 2019 году, как показывают данные аналитической компании eMarketer, занимающейся исследованием рынка, в США будут насчитываться «49,2 миллиона регулярных VR-пользователей и 54,4 миллиона регулярных AR-пользователей». Однако эти цифры вводят в заблуждение: eMarketer причисляет крайне популярные панорамные видео с обзором в 360 градусов на YouTube и приложения-фильтры, такие как Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), FaceApp и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Stories, к гораздо более продвинутым с технологической точки зрения VR- и AR-шлемам от Oculus (Rift), HTC (Vive) и Microsoft (HoloLens). Если же ограничить эти исследования только зрелыми системами (Rift, Vive, PlayStation VR и т. д.), от громких цифр мало что останется. По прогнозам, к 2019 году только 5,2% населения США наденет на себя очки виртуальной реальности хотя бы раз в месяц. Для такой компании, как Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), исчисляющей круг своих пользователей в сотнях миллионов, это капля в море. Но что же тогда Цукерберг ждет от VR и AR?
Не стоит злить пользователей завтрашнего дня
Любой ответ на этот вопрос — всего лишь домыслы. Кроме нескольких банальностей, ни Марк, ни его коллеги (и конкуренты) не обрисовали приемлемого представления о будущем VR/AR. Вполне возможно, что это делается специально. Цукерберг и ему подобные уже как-то потерпели сокрушительную неудачу в прогнозировании будущего. Они не поняли заранее, какую роль в их успехе будут играть смартфоны. А ведь лишь появление мобильных устройств и их вездесущность обеспечили Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и другим социальным сетям колоссальный рост и применение их в совершенно новых ипостасях: как платежное средство, источник информации и канал коммуникации. Только подумайте: лишь в 2012 году, спустя четыре года после появления первого iPhone, компания Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) разработала собственные приложения для iOS и Android, которые являлись просто скупыми версиями веб-сайта. Что бы сегодня представлял собой Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), если бы в компании осознали мобильные возможности чуть раньше?