«Было очень больно»: как выпускник Бауманки придумал умные ремешки для Apple Watch и заработал $2 млн за год
27-летний Станислав Горбунов придумал производить браслеты, которые считают процент жира, мышечной массы и жидкости в организме человека. Но совершил на старте все возможные ошибки: не продумал дизайн, выбрал неаккуратных производителей, провалился с первой кампанией на Kickstarter и вдобавок задержал поставки первым заказчикам. Как ему удалось встать на ноги и наладить продажи в США?
«Нам нужно было паровую установку на ходу превратить в двигатель внутреннего сгорания», — образно описывает первые годы жизни американского стартапа AURA Devices его сооснователь, выпускник МГТУ им. Баумана Станислав Горбунов. В 2016 году он заинтересовался технологией биоимпеданса — анализом количества жира, мышечной массы и жидкости в организме человека с помощью измерения электрического сопротивления между разными точками на его теле. Вместе с партнером Виталием Рынским он задумал разработать фитнес-браслет на основе этой технологии и начать продавать его в Америке.
Разработка затянулась на два года, первые китайские контрактные производства сделали браслеты с браком, партнеры на полгода задержали поставки первым покупателям, а спрос на устройства не оправдал ожиданий. «Было очень больно. Мы чуть все не ******** [провалили]», — вспоминает Горбунов.
В 2019-м, после череды неудач, партнеры решили начать создавать вместо фитнес-браслетов умные ремешки для Apple Watch, которые добавляли часам функции подсчета количества жира, мышц, жидкости в организме и других показателей. Продукт вышел в продажу в начале 2020-го — вслед за этим компания начала расти. Если в 2019 году выручка AURA Devices составила $900 000, то спустя год она выросла до $2,4 млн. Столько же компания выручила в первом полугодии 2021-го. Ремешок AURA Strap теперь продается на Amazon, в онлайн-версиях магазинов Walmart, BestBuy и в офлайн-магазинах b8ta. В будущем партнеры рассчитывают выйти в магазины Apple.
Наручные весы
Москвич Станислав Горбунов с детства увлекался программированием: «Когда родители купили компьютер — начал играть. Потом — разбираться, как он работает». В старших классах Горбунов стал писать статьи в интернет-издание о технологиях iXBT, а затем поступил на факультет автоматических систем управления в Бауманку. Уже на первых курсах устроился программистом в IT-интегратор «АМГ Бизнес Решения», оттуда вскоре перешел на позицию менеджера проектов в диджитал-агентство Sked&Track, затем переместился на ту же должность в сервис мониторинга соцсетей «Крибрум» от IT-компании Infowatch. В конце учебы в университете, в 2015 году, Горбунова «схантил Rambler» — там он стал менеджером системы, которая отвечала за показ рекламы на сайтах медиахолдинга.
Параллельно с работой в найме Горбунов еще в студенчестве пробовал себя в роли стартапера: «Меня очень вдохновило кино «Социальная сеть», поэтому мы с сокурсниками все время делали какие-то интернет-проекты». Самым крупным из них была соцсеть FuzzMe — продукт на стыке Miro и Google Docs, который объединял чат, доску для совместного творчества, графический и текстовый редактор, рассказывает Горбунов. Проект дошел до бета-версии, начал набирать первых пользователей, но в итоге так и не взлетел: «Мы не понимали, как монетизировать продукт, и вскоре его закрыли».
Во время работы в Rambler Горбунов узнал о технологии биоимпеданса. «О ней мне рассказал мой бывший руководитель из агентства Sked&Track, с которым мы продолжали общаться. Он делал научную работу на эту тему», — вспоминает предприниматель. Он загорелся идеей монетизировать эту технологию.
В то время технологию уже активно использовали в умных весах. В них она работает так: человек встает босыми ногами на пластины-электроды, они проводят через его паховую область безболезненный электрический сигнал, оценивают сопротивление разных тканей (например, жировых или костных) и определяют их процент или массу в килограммах. Одни весы показывают данные только о количестве жира, другие — высчитывают мышечную массу, количество костных тканей, воды и пр. Такие весы производят, например, компании Tanita, MGB Body и Xiaomi. Кроме того, биоимпедансный анализ еще пять лет назад применяли в специальных сканерах состава тела, которые приобретают фитнес-клубы и медицинские центры.
Но гораздо удобнее было бы внедрить эту технологию в носимое устройство, например, браслет, заключил Горбунов: «В таком случае спортсмены могли бы снимать эти данные до и после тренировки — то есть чаще, чем они делали это с условными весами или с большой установкой, которая стоит в фитнес-центре». В носимых устройствах в то время технологию биоимпеданса никто не использовал, уверяет он. На рынке был бум смарт-часов и фитнес-трекеров, но измеряли они «довольно тривиальные вещи» — активность, шаги, сожженные калории и пульс, вторит ему основатель российского бренда смарт-браслетов Healby Артем Шипицын.
В марте 2016 года Горбунов решил создать такой «биоимпедансный браслет» и мобильное приложение, которое бы визуализировало результаты его измерений. К разработке он привлек четырех приятелей, вместе с которыми создавал соцсеть FuzzMe. Стартап назвал KeepFit.
Браслет из-под паяльника
За месяц Горбунов вместе с командой и параллельно с работой в Rambler сделал первые концептуальные макеты будущего устройства. «Это была коробочка с двумя металлическими пластинами, которые соединялись микросхемой под управлением простого контроллера. Она подключалась к компьютеру и показывала данные, когда человек прикасался к пластинам запястьями, — описывает предприниматель. — Мы подумали: раз система работает, сейчас сделаем красивый дизайн, упакуем это в некий корпус — и полетим».
Ради стартапа в апреле 2016-го Горбунов ушел из Rambler. В мае к проекту присоединился Виталий Рынский, на тот момент старший арт-директор рекламного агентства Leo Burnett, которого Горбунов знал через знакомых. Рынский прежде занимался брендингом и UX-дизайном, поэтому в стартапе взял на себя разработку пользовательского интерфейса мобильного приложения. «Но первым делом я придумал новое название: вместо дурацкого KeepFit — AURA», — рассказывает он.