Бунт зеленых человечков: кто и зачем решил устроить забастовку курьеров Delivery Club
Курьеры одного из самых популярных сервисов доставки 9 июля устроили уличную акцию протеста из-за невыплаты зарплат. Организовать забастовку им помог загадочный профсоюз, близкий к активистам левого движения. Чего добились активисты от Delivery Club и почему участники рынка доставки опасаются влияния социалистов на умы курьеров?
«В офисе Delivery Club не считают нас за людей, начальство закрылось полностью. Нам не то что в офис зайти [не давали] — даже на порог не пускали», — возмущается курьер Саид в переписке с корреспондентом Forbes.
Саид — один из основателей профсоюза «Курьер», организовавшего 9 июля забастовку у здания Mail.ru Group (интернет-холдинг владеет Delivery Club вместе со Сбербанком) на Ленинградском проспекте. Он предпочитает сохранять атмосферу таинственности — не называет фамилию и отказывается созваниваться по видеосвязи (по данным издания The Bell, речь может идти о 29-летнем уроженце Махачкалы Саиде Шамхалове). По словам Саида, зеленую куртку доставщика он надел два года назад, когда увидел в интернете объявление о наборе «на весьма неплохих условиях». За это время условия ухудшились, штрафы за проступки превратились в «неадекватные», а последней каплей стала задержка зарплаты на два месяца, после чего курьеры и решили бастовать, уверяет активист.
Руководство Delivery Club, в свою очередь, объясняет проблему с задержками выплат недобросовестными действиями подрядчика, на счетах которого «зависли» уже перечисленные деньги. Сервис еще до акции 9 июля покрыл задолженность в 9 млн рублей перед курьерами и теперь готовит иск к бывшему партнеру.
Эта история могла бы стать красивой иллюстрацией вопиющей социальной несправедливости, которую удалось решить активными действиями сплоченного коллектива. Но оказалась не такой линейной: профсоюз «Курьер» появился всего за несколько дней до начала протестной кампании, а в составе его руководителей, помимо Саида, — активисты «левых» движений. Источник, близкий к Delivery Club, считает, что сервис подвергся информационной атаке, чьи организаторы могли преследовать собственные цели.
Forbes побывал на забастовке курьеров, поговорил со всеми участниками конфликта и изучил, чем обернулись для всех сторон последствия громкого скандала.
«Я 15 дней ночевал на улице»
На забастовке у офиса Mail.ru Group было немноголюдно — курьеры стояли небольшими группками, лозунгов не выкрикивали и спокойно общались между собой или с журналистами, которых, кажется, собралось ненамного меньше, чем протестующих. «Мне 19 лет, до Delivery я работал в Starbucks и McDonald's, до этого подрабатывал на стройках. На забастовку вышел, потому что хочу, чтобы к курьерам относились более человечно», — рассказывал Олег Умрихин, курьер с полугодовым стажем (он один из немногих пришел на акцию в форменной куртке сервиса). Ему, как и еще 325 сотрудникам доставки, оформленным в штате логистического партнера Delivery ООО «Амароли», не платили зарплату два месяца.
Для курьеров, у большинства из которых нет финансовой подушки безопасности, задержка стала ударом. «Я 15 дней ночевал на улице, не мог оплачивать жилье», — разъяснялся на ломаном русском курьер Баха, отказавшийся назвать свою фамилию («на родине это уважаемая фамилия, не хочу пачкать»). Всех опрошенных сотрудников доставки корреспондент Forbes просил продемонстрировать документы о трудоустройстве или специальное приложение, которое устанавливают курьерам при оформлении, — и все охотно соглашались.
«Что могу сказать? Лучше бы они к курьерам нормально относились, а не памятники ставили»
Кроме задержки зарплат, сплотившей курьерское сообщество, Умрихина возмущает система штрафов: «Штрафуют за очень большой список вещей — за опоздания, за выход без униформы, за срыв заказа (штраф — полная стоимость заказа) и еще целый список [провинностей]. В «Яндекс.Еде» штрафов гораздо меньше, и штраф за невыход на смену — 1000 рублей, у нас — в три раза выше». «Штрафы настолько большие, что курьер из-за них может бесплатно работать неделю или две», — вторил коллеге 22-летний Виктор Малеев, высокий голубоглазый курьер с редкой среди участников забастовки славянской внешностью.
Такая «система мотивации» соответствует российскому и международному опыту компаний, работающих на рынке доставки еды, и «направлена на обеспечение высокого качества сервиса и безопасности клиентов», отвечает на претензии представитель Delivery Club. В компании уверяют, что подавляющее большинство курьеров работает без штрафов, а информация о том, что кто-то получает столько штрафов, что они перекрывают зарплату, «не соответствует действительности». «Если курьер добросовестно работает, представить такое просто невозможно», — настаивает представитель агрегатора.
Дорогой подрядчик
Позиция Delivery Club проста — задерживали выплаты не они, а недобросовестный подрядчик — ООО «Амароли», — которому агрегатор перечислил средства вовремя, но деньги так и не дошли до конечных адресатов. С представителями «Амароли» связаться не удалось — сайта у компании нет, в системе СПАРК контактов также не указано. ООО работает с 2018 года, финансовая отчетность сдана только за 2019-й, и цифры в ней символические: 153 000 рублей выручки за год и 1000 — чистой прибыли. Сообщение корреспондента Forbes во «ВКонтакте» гендиректор «Амароли» Фарида Жанахова прочла, но оставила без ответа.