Брюс Дейсли: отключите внутреннего надсмотрщика, чтобы сделать работу менее ужасной
Брюс Дейсли восемь лет занимал в Twitter должность вице-президента и руководил бизнесом компании в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Когда он ушёл в январе этого года, то предложил свои услуги бесплатно компаниям, которые борются с глобальным потеплением. Параллельно он активно занялся продвижением своей книги, которая вышла в Великобритании под названием The Joy of Work, а в США — под названием Eat, sleep, work, repeat, — так называется популярный подкаст Брюса Дейсли, в котором он рассказывает, как сохранять мотивацию и получать удовольствие от того, чем ты занимаешься. Среди лайфхаков, которые он пропагандирует со ссылками на новейшие научные исследования, — делать перерывы на обед, надевать наушники и приходить на работу позже. На русском языке книга недавно вышла в издательстве Бомбора с заголовком «Новые правила работы. Генератор продуктивного спокойствия». Inc. публикует отрывок о том, как стать счастливее на работе.
Утреннее уединение
Как выглядит ваш офис? Скорее всего, это опенспейс. Всё чаще единственный вопрос при выборе планировки — какой тип открытого пространства вы предпочтёте, но и здесь дискуссия обычно сводится к тому, будет ли у начальника отдельный кабинет или рабочий стол возле «переговорной» (в которой он в конечном итоге и будет работать).
В Google у гендиректора кабинет. В Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — стол около переговорной. В Netflix кабинета нет. В Gap есть кабинет, но нет стола (остается только гадать, где трудится директор).
Предпочтения наших боссов — результат воздействия двух противоположных факторов: желания быть ближе к команде и отчаянного стремления сделать хоть что-то в условиях открытого офисного пространства.
Огромные офисы открытой планировки появились везде и всюду. Многие получились симпатичными и стильными. Дополнительное пространство позволяет поколдовать с настенным дизайном, а кроме того, при такой планировке внутрь проникает больше естественного света. А ещё, утверждают сторонники опенспейса, он создает благоприятную рабочую атмосферу, коллеги то и дело встречаются друг с другом, а совместная работа в едином порыве приводит к череде блестящих озарений.
Есть только одна проблема: это утопия. Офисы открытой планировки изучались снова и снова, и результат был неизменен: продуктивность работы в них — хуже не бывает. Опрос, проводившийся в Новой Зеландии, демонстрирует, что открытая планировка не только увеличила требования к сотрудникам, но и сделала их менее дружелюбными, вероятно, из-за того, что все были недовольны собой, так как не могли как следует выполнять свою работу. Люди, трудящиеся в открытых офисах, берут больничные значительно чаще работающих в одном помещении с небольшим числом коллег (менее шести).
А если они и присутствуют на рабочем месте, их всё время отвлекают: по данным одного исследования, в среднем каждый сотрудник отрывается от работы раз в три минуты, — то подойдут коллеги «быстренько спросить», то долетят случайные обрывки фраз… По оценкам экспертов, на то, чтобы заново сосредоточиться, уходит до 8 минут, следовательно, временные потери весьма ощутимы. Мы, люди, не очень хорошо умеем переключать внимание — это факт.
Профессор бизнес-школы Софи Леруа объясняет: «Чтобы полностью переключить внимание на вторую задачу и хорошо с ней справиться, нужно перестать думать о первой. Полученные результаты показывают, что трудно отвлечься от незавершённого процесса. Соответственно, страдает продуктивность решения последующих задач». Леруа говорит, что при переключении с одной задачи (например ответа на электронное письмо) на другую (допустим, подготовка презентации) возникает феномен «остаточного внимания». Полголовы всё ещё размышляет, хорошо ли составлен ответ и когда босс свяжется с нами. В итоге за большее время выполняется меньшее количество работы.
Психолог Тереза Амабиль, серьёзно изучавшая этот вопрос, выяснила: люди удовлетворены своей работой, когда есть зримый прогресс в решении какой-либо задачи. Так, попытка разгрести кучу имейлов не принесёт удовлетворения, а сосредоточение на одном конкретном задании — да. Просмотрев более 9 тыс. рабочих журналов, которые по их просьбе вели добровольные участники исследования, Амабиль и её коллеги обнаружили: удачными считались только те дни, когда наблюдались серьёзные подвижки в проекте. Дни, когда люди достигали слегка изменённого сознания (как правило, в одиночестве) и всё наконец складывалось в цельную картинку. Как рассказывает один из участников исследования, «в тот день произошло кое-что важное: я смог сосредоточиться на своём проекте… меня никто не дёргал».
Если из ваших уст когда-нибудь звучали фразы: «В офисе я не могу ничего доделать» или «Я прихожу в офис пораньше, пока никого нет, чтобы спокойно поработать», вы понимаете, о чем речь.
Учёный и автор книг Кэл Ньюпорт сказал мне: «Я замечаю, что всё больше предпринимателей, особенно основатели небольших стартапов, практикуют то, что я называю «утренним уединением». Они заявляют: «Я буду доступен начиная с 11 утра (или с полудня), а до этого времени я ни с кем не встречаюсь, не отвечаю на письма и не подхожу к телефону». И вся организация привыкает к тому, что первая половина дня — время глубоких размышлений. А для всего остального есть вторая половина».
Такой подход созвучен смешанной модели рабочего дня, рекомендуемой Амабиль: периоды работы в тишине сменяются периодами общения с коллегами. По мнению Амабиль, для полноценного труда необходимо «строго соблюдать график чередования этих периодов в течение рабочей недели, защищая сотрудников от отвлечений, которые являются неотъемлемой частью жизни организации».
Попробуйте этот способ и вы. Скажите команде, что, допустим, по средам и пятницам вы будете приходить в офис к 11, а до этого — работать дома.
Один из моих коллег в лондонском офисе Twitter, Дэвид Уилдинг, опробовал любопытный вариант утреннего уединения. Он ездит на работу на электричке, по два чёртовых часа в каждую сторону. Он понял, что дорога до Лондона в час пик — время, потерянное для работы: в вагоне давка, к столику не подберешься… И тогда он решил ездить на более поздней электричке, в которой он спокойно садится за столик и концентрируется на серьёзных рабочих проектах, а не на имейле и рабочем чате. По таким дням он не появляется в офисе в полдесятого, но зато утреннее уединение даёт ему больше часа ценной «глубокой работы».
Известный рекламщик и креативный директор рекламного агентства Ogilvy-One Рори Сазерленд заходит ещё дальше. Он убежден, ради имейлов вообще не стоит приходить в офис. Приходить нужно только для того, чтобы беседовать с людьми. «Раньше офисная жизнь была другой: сделать копию, напечатать документ, составить презентацию, отправить телекс и даже просто позвонить за границу можно было только с работы, — ведь звонок обойдётся в 29 фунтов, а счёт из телефонной компании присылают недетализированный… Поэтому в офисе выполнялось множество рабочих операций, а за его пределами — очень немногие, не считая тех, для которых требовались только карандаш, бумага и голова. Сейчас же, — продолжает Сазерленд, — 90% всех задач, которые выполнялись в офисе, доступны дома, если, конечно, у вас выгодный интернет-тариф. Возникает вопрос: для чего же тогда вообще нужны офисы?»