Болото обещаний. Почему Россия проиграла Казахстану в создании финансового центра
На создание Международного финансового центра в Астане ушло три года. Появление такой структуры в Москве было анонсировано Дмитрием Медведевым десять лет назад, но до сих пор в России нет ничего подобного
На фоне увлеченных обсуждений конфигурации «нового старого» правительства и становящегося уже перманентным поиска «адекватных» ответов на очередные западные санкции, в России почти не было замечено значимое для постсоветского пространства событие: в Казахстане начал принимать резидентов Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА).
В России создание такой структуры было анонсировано президентом страны Дмитрием Медведевым десять лет назад. Воз и ныне там. А у нашего южного соседа финансовый центр появился спустя всего три года после подписания президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым указа о его создании.
В этом Казахстан может быть хорошим примером для России. Несмотря на то что и во времена распада Советского Союза, и много позже президент Назарбаев был одним из наиболее последовательных сторонников сначала сохранения единого государства, а затем формирования новых интеграционных интеграционных структур, Казахстан изначально взял верный курс на относительно «аполитичное» развитие. В республике осознали, что важнейшим залогом успеха для молодой нации выступает процветающая экономика, умело включенная в глобальные хозяйственные процессы.
На мой взгляд, при экономическом сравнении Казахстана с Россией особого внимания заслуживают три обстоятельства.
Причины успеха
Во-первых, несмотря на сходства наших сырьевых экономик, бросаются в глаза прежде всего темпы роста тех же сырьевых отраслей в натуральных показателях. Если в России с 1990 по 2016 год добыча нефти выросла на 7,4%, а газа упала на 1,8%, то в Казахстане эти показатели увеличились соответственно в 3,1 и 3,2 раза (данные BP Statistical Review of World Energy 2017). От 2,4 до 15 раз за эти годы выросли добыча свинца, меди, золота и урана. При этом казахстанцы обошлись без присущего России огосударствления производственных мощностей в сырьевой сфере. В результате около 65% добычи нефти и более половины производства урана обеспечивают частные компании, во многих из которых контроль принадлежит иностранным фирмам.
Во-вторых, в отличие от России с ее приватизацией девяностых, Казахстан пошел скорее по китайскому пути, сохранив в государственной собственности крупнейшие предприятия и впоследствии передав их в управление суверенному инвестиционному фонду. После кризиса 2008–2009 годов этот фонд под названием «Самрук-Казына», по сути, превратился в управляющую компанию. Эта структура распродала непрофильные активы (с 2014 по 2017 год число организаций, контролируемых «Самрук-Казыной», сократилось с более чем 600 до 300), организовала единую публичную систему закупок для нужд госкомпаний, а также подготовила большинство из них к приватизации, запланированной на 2018–2021 годы.