Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт
История пишется победителями, а проигравшим не позавидуешь. Поэтому мир так много знает о промышленных подвигах например «Кадиллака», «Бьюика», ГАЗа или «Роллс-Ройса», создававших оружие победы Второй мировой. Наоборот на «творчество» немецких брендов все смотрят крайне неодобрительно. Хотя они всего лишь трудились на благо своей страны...
Volkswagen
Из всех немецких брендов у этого, пожалуй, самая сложная история взаимоотношений с «Третьим Рейхом». Чего уж юлить – Volkswagen даже основан по инициативе сами знаете кого. Изначально продукция фирмы из Вольфсбурга задумывалась чисто гражданской. Ведь VW Type 1 он же Kafer, он же Beetle, он же «жук» должен был стать массовым автомобилем для трудового немецкого народа. Но Вторая мировая резко поменяла все планы.
Гитлер обсуждал с Фердинандом Порше планы создания военного автомобиля еще в 1934-м. Формально же герр доктор получил заказ на разработку внедорожника четыре года спустя. Машину эту мы знаем под индексом Type 82 или Kubelwagen, хотя изначальный прототип назывался Type 62 – легкий разведывательный автомобиль с открытым кузовом на базе гражданского «жука». С усиленной хребтовой рамой и заметно облегченный, он оснащался всего лишь 1-литровым бензиновым мотором и только задним приводом.
Когда союзники захватили первые Type 82 в качестве боевых трофеев, "фольксвагены" отправили на сравнительные испытания с Willys MB. «По большинству характеристик немецкий аналог «Джипа» уступает американскому внедорожнику, за исключением плавности хода» – вердикт был безжалостен к детищу Порше. Не будем строги к американцам – они и «Шерман» считали гораздо более удачным танком, чем Т-34. Полноприводный Willys с 2,2-литровым мотором действительно явно мощней немца, но свои плюсы были и у «Фольксвагена».
Низкая масса, совершенно плоское днище, дорожный просвет в 28 см и самоблокирующийся дифференциал помогали Type 82 бороться с бездорожьем и не жаловаться на монопривод. Кроме того, VW оказался дешевле и экономичнее «Джипа».
Завод в Вольфсбурге был рассчитан на выпуск 150 тысяч автомобилей в год, но общий тираж Type 82 не превысил 50 тысяч за все пять военных лет. Это при том, что выпуском «фольксвагена» по лицензии занимался также Mercedes-Benz и Opel.
Почему же столь скромные цифры? Ну кроме «лоханки» в Вольфсбурге выпускали и другую технику. Например, гораздо более изощренный в инженерном плане вездеход-амфибию Type 166 – также конструкции профессора Порше.
Еще здесь собирали компоненты для самолетов люфтваффе и даже стратегические ракеты «Фау-1». Неудивительно, что при таком ассортименте продукции Вольфсбург стал одной из главных целей бомбардировок союзников. К 1945-му 75% завода лежало в руинах.
BMW
Главным вкладом Баварской фабрики моторов в военные «подвиги» «Третьего Рейха» считаются авиационные двигатели. И это действительно так. Радиальный 9-цилиндровый мотор BMW R132 баварцы начали выпускать еще в 1933-м. Им оснащали и вполне невинный транспортный «Юнкерс-52», и грозный бомбардировщик «Дорнье-017», и морской разведчик «Арадо-AR 186».