Наш человек на Марсе
Станислав Ф. Ростоцкий о триумфальном возвращении «Вспомнить все» Пола Верхувена.
В повторный прокат выходит отреставрированная Полом Верхувеном версия фильма «Вспомнить все», признанной классики научно-фантастического кино. Успех фильма, снятого Верхувеном и Шварценеггером по рассказу Филипа К. Дика более 30 лет назад, превзойти не удалось никому: хроники марсианского сопротивления отчаянно противились любым сиквелам и ремейкам.
Разменяв четвертый десяток, «Вспомнить все» сегодня выглядит безусловной классикой жанра и таковой, безусловно, является. Притом что на самом деле фильм этот мог не просто быть совершенно другим — весьма вероятно, что его могло и вовсе не случиться. А в том виде, в каком его знают и любят вот уже несколько поколений, он появился благодаря личной инициативе одного-единственного человека с труднопроизносимой австрийской фамилией.
Рассказ Филипа К. Дика «Мы все вам припомним» — история Дага Куэйда, обыкновенного землянина из недалекого будущего, который бредит Марсом и обращается в компанию Rekall, чтобы вживить себе воспоминания марсианского секретного агента,— был впервые опубликован в 1966 году (а почти 20 лет спустя в журнале «Вокруг света» появился сокращенный перевод на русский под названием «Возвращение на Марс»). В 1974-м, еще при жизни Дика, права на экранизацию были приобретены сценаристами «Чужого» Рональдом Шусеттом и Дэном О’Бэнноном, но они никак не могли его пристроить. Только в середине 80-х его купил знаменитый продюсер Дино Де Лаурентис, который несколько раз пытался приступить к постановке — сначала в Риме с Дэвидом Кроненбергом в режиссерском кресле и Ричардом Дрейфусом в главной роли, а потом в Австралии, где дело дошло до сооружения декораций (на этом этапе снимать должен был Брюс Бересфорд, а в качестве звезды предполагался Патрик Суэйзи). Но как раз тогда Де Лаурентиса настигли очередные финансовые проблемы, и он был вынужден отказаться от некоторых проектов, в том числе от «Вспомнить все». Этим и воспользовался Арнольд Шварценеггер, обиженный на Де Лаурентиса за то, что он не предлагал ему роли Куэйда. По наущению Шварценеггера права немедленно купили Марио Кассар и Энди Вайна из компании Carolco, а в качестве постановщика, опять-таки благодаря личной шварценеггеровской инициативе, был ангажирован Пол Верхувен, только что сразивший всех бравурной цельнометаллической брутальностью своего «Робокопа».