Пекинское время
Советские автомобили на выставках в Китае
Про такие истории обычно говорят фразы вроде «жизнь все поменяла местами»: сегодня китайский автопром активно осваивает опустевший российский рынок, но тем интереснее вспомнить времена, когда в Китае вообще не выпускались автомобили, а сами китайцы ходили смотреть на них, купив билет на советскую выставку.
Пятидесятые годы – расцвет советско-китайских отношений. В 1949 году при советской поддержке к власти в Китае приходит Мао Цзэдун, а СССР первым из всех стран признает Китайскую Народную Республику буквально на следующий день после ее провозглашения. Еще через год между странами будет подписан «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи», предусматривавший, кстати, строительство в Китае двух автомобильных заводов, где под названиями Jiefang CA-10 и Yuejin NJ130 с 1956 и 1958 годов соответственно будут выпускаться советские ЗИС-150 и ГАЗ-51. Таким было начало китайского автопрома.
А пока обе стороны показывают друг другу свою жизнь. В 1953 году в ЦПКиО имени Горького проходит Выставка промышленности и сельского хозяйства КНР, а в 1954 году в Пекине открывается Выставка достижений экономического и культурного строительства СССР.
Лучше американских и европейских
Советский Союз на правах «старшего брата» показывает себя во всей красе – все достижения промышленности, сельского хозяйства, строительства, медицины, образования, культуры, как будто бы ВДНХ на какое-то время переместилась в Пекин.
Для китайцев советская выставка становится настоящим потрясением и образцом того, на какую страну надо равняться в своем развитии. О том, насколько Китай в то время отстал от всего мира, свидетельствуют некоторые отзывы посетителей выставки. Вот один из них, оставленный китайским профсоюзным работником: «Это не миф, не сказка. Это – действительность. Стендистки подробно рассказывают и демонстрируют нам хлопкоуборочную машину, картофелеуборочную машину. Хлопкоуборочная машина заменяет труд 80 рабочих». Или отзыв, который написал Чен Ю Ан из Чженцзянского отделения банка: «Я банковский служащий. В прошлом совсем не верил, что существуют автоматические счетные машины, и тому, что в Советском Союзе в каждом банке работают 4–5 человек, когда как у нас более 50 человек. Теперь я увидел счетные машины и поверил».
Как гласит отчет по выставке, техника в Пекине демонстрировалась самая разнообразная: «На площадке справа от центрального промышленного зала было расположено 76 экспонатов, из которых 6 легковых, 5 грузовых автомобилей, 5 автосамосвалов, 3 автопогрузчика, автобус, 2 пожарные машины, 10 дорожно-строительных машин, 12 машин по добыче угля, 7 экспонатов нефтебурового, эксплуатационного и оборудования геофизической разведки, 7 компрессоров и 8 насосов, 3 передвижные электростанции и другое электрооборудование, которое пользовалось также большим вниманием инженеров, техников и рабочих пекинских заводов».
Восторг китайцев вызывали и автомобили, хотя в 1954 году советская промышленность не выпускала легковых моделей современного уровня, но даже созданные несколько лет назад ЗИС-110, ЗИМ и «Победа» в Китае тогда прошли на ура.
Китайцы вообще на все экспонаты смотрели с восторгом – от макета здания МГУ и советской квартиры до одежды и продуктов. На какое-то время СССР стал для них самой лучшей в мире страной. Показателен отзыв посетителя Сун Дао: «Свое восхищение трудно выразить словами, посмотришь на представленные экспонаты и сразу восхищаешься. Раньше многие государства присылали в Китай различные товары, но все они уступают представленным на выставке. Семьдесят с лишним лет мне, но я еще не видел таких прекрасных вещей, которые значительно лучше американских и европейских товаров».
Выставка в Пекине проработала со 2 октября по 28 декабря 1954 года, но это было только начало. Советский выставочный тур продолжился в других городах Китая.