Красная пустыня
Каракумский пробег как орудие советской пропаганды
Автомобильный пробег и сейчас один из самых популярных способов продвижения продукции на рынке, но в 1933 году перед участниками каракумского пробега ставились совсем другие задачи. В первую очередь – политические.
Песчаная пустыня – идеальное место проверить на прочность себя и технику: множество сложных и ненадуманных препятствий, тяжелые климатические условия и полное отсутствие ориентиров сделали пустое песчаное пространство наиболее подходящим для подобных целей. Еще в конце двадцатых годов именно в песках проходили испытательные пробеги четырехосные грузовики Renault и полугусеничные вездеходы Citroen-Kegresse – целью таких пробегов было устранение недостатков и совершенствование конструкций внедорожной техники.
Потом испытывать себя в пустыне ринулись все кому не лень. Так, в 1930 году состоялось первое африканское ралли Средиземноморье – Нигерия, считающееся предшественником ежегодного марафона Париж – Дакар, в свою очередь впервые прошедшего в 1979 году. Но если ралли и марафоны по Африке устраивались как спортивные мероприятия, то в Советском Союзе пески Средней Азии покоряли в первую очередь для восхваления собственных достижений.
Наступление на пустыню
«У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь», – сказал в январе 1933 года на объединенном пленуме Центрального комитета и Центральной контрольной комиссии ВКП(б) товарищ Сталин. Это действительно было правдой: 1 января 1932 года вступил в строй Горьковский автомобильный завод имени Молотова, возведенный при помощи Генри Форда с нуля всего за три года, а Московский автомобильный завод имени Сталина находился на стадии коренной реконструкции. Если в двадцатые годы число выпущенных автомобилей в стране можно было по пальцам пересчитать, то с пуском в ход этих двух заводов счет грузовиков пошел на десятки и сотни тысяч.
Трудовой народ распирало от гордости за свои достижения, рабочие ходили на демонстрации с лозунгами «Даешь советский “Форд”!» – они были счастливы, что производят автомобили мирового уровня. Но на самом верху одних плакатов показалось мало, поэтому была поставлена задача наглядно показать преимущества наших машин перед западными
Почти сразу же с началом массового выпуска советских машин было решено организовать испытательный пробег, чтобы проверить на прочность собственную продукцию, одновременно сравнив ее «в деле» с иностранными аналогами. Для убедительности и масштабности будущих достижений – преодоление трудностей всегда выглядит куда более героически! – маршрут пробега проложили по пескам Средней Азии. Имя бескрайней пустыни дало название пробегу – «Каракумский».
Позже задачи пробега расширились и даже вышли на международную геополитическую арену: «Пробег – это не только всестороннее изучение и испытание советских автомашин, но и наступление на пустыню, серьезное наступление, непосильное для капиталистических стран, капиталистической системы, раздираемой острыми противоречиями». Так писала газета «Рабочая Москва». В тени громкой пропаганды оказалась еще одна задача пробега – научная: среди его участников были почвоведы, геологи, ботаники, отправленные изучать малоизведанные советские земли.