Обосновано ли снижение нештрафуемого порога превышения скорости

АвтоМирАвто

Скинут десяточку?

Обосновано ли снижение нештрафуемого порога превышения скорости?

Алексей Лучников

Все идет к тому, что в России снизят «нештрафуемый» порог превышения скорости с нынешних 20 км/ч. Какие аргументы приводят сторонники и противники?

Оживленную дискуссию вызвало объявленное недавно решение правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения пересмотреть подходы к наказанию за превышение ограничения скорости. Предложения поручено подготовить к началу весны министерствам внутренних дел и транспорта. И хотя официально документ в российское правительство еще не поступал, представители МВД и Минтранса поспешили поддержать идею ухода от беспрецедентного в мировой практике нештрафуемого порога в 20 км/ч. Все это позволяет сделать вывод, что фактически исполнительной властью решение уже принято. Теперь слово за законодателем, который при должной мотивации со стороны правительственных чиновников, по всей видимости, проект поддержит.

Порядка 100 млн случаев превышения установленной скорости движения зафиксировано камерами видеофиксации в России по итогам 2018 года. При этом собственно как причина ДТП превышение скорости указывается редко

Откровенно говоря, мы не разделяем почти единодушное мнение блогеров и многочисленных «диванных экспертов», что это решение направлено исключительно на пополнение бюджетов и не имеет с безопасностью на дорогах ничего общего. При этом не будем спорить с необходимостью строить новые дороги, выносить их за пределы населенных пунктов, разводить транспортные и пешеходные потоки в разных уровнях, уходить от необоснованных ограничений. Но это не добавляет аргументов существующей ситуации, когда рядом с детским садом можно безнаказанно промчаться на скорости 80 км/ч, а желание «прохватить с ветерком», подвинув стрелку спидометра к отметке «100», обойдется в символические 250 рублей. Как нам кажется, правильнее было бы не заигрывать с общественным мнением, а признать, что ни одного разумного аргумента в пользу нештрафуемого порога не существует. В свое время решение увеличить его с 10 км/ч до 20 было продиктовано популистскими мотивами. На самом деле для нивелирования погрешностей приборов или, например, влияния размерности шин вполне достаточно было бы «разбега» в 5 км/ч, хотя многие страны обходятся и без такового, наказывая уже за лишний 1 км/ч.

Нет никакой фактической основы и под посыпавшимися предложениями пересмотра ограничений скорости. Мол, нынешние нормативы писались в 70-х годах XX века, когда у автомобилей были другие тягово-скоростные характеристики. Но законы физики, как ни странно, остались неизменными. Да и ездить со «смертельными» скоростями машины научились не 40 лет назад, а несколькими десятилетиями раньше. Все это свидетельствует как минимум о непрофессионализме комментаторов, либо дает повод уличить их в желании в очередной раз «качнуть лодку» или просто пропиариться на этой благодатной почве. Лукавят те, кто приводит в пример зарубежные страны, где ограничения якобы выше. Даже в тех государствах, где 130 км/ч закреплено законодательно, на практике мест для быстрой езды немного. При этом общая тенденция к снижению лимитов скорости четко прослеживается по всему миру. Так, скоро уйдут в небытие «безлимитные» автобаны Германии. Хотя уже сейчас законодательство составлено так, что ехать быстрее рекомендованных 130 км/ч крайне нежелательно. По большей части территории городов старой Европы перемещаться на машине можно не быстрее 30, а в более современных кварталах – 50 км/ч. Скромнее стали предельные скорости и для загородных дорог. Самый свежий пример – Франция, где с 2018 года вне населенных пунктов лимит понизили с 90 до 80 км/ч. На этом фоне российские водители не выглядят черепахами. Если не брать в расчет постсоветское пространство, только в нашей стране в городах разрешено ездить 60 км/ч. Предельная скорость на отдельных участках автомагистралей может устанавливаться на отметке 130 км/ч. Не забываем, кстати, и про «нештрафуемые +20».

«Безлимитные» автобаны в Германии пока еще существуют, но законодательство составлено таким образом, что превышать рекомендованные 130 км/ч уже сейчас крайне нежелательно

Законы физики вообще и кинетическая энергия в частности не знают границ. Поэтому скорость продолжает оставаться главным «убийцей» на дорогах – это доказано многочисленными исследованиями. Например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приводит данные, что увеличение средней скорости движения на 1 км/ч влечет рост риска погибнуть в ДТП на 5%. Помните это, садясь за руль с непреодолимым желанием «прогулять» табун из сотни-другой лошадей под капотом.

Лукавые цифры

МВД России в своих статистических отчетах приводит весьма скромные цифры, свидетельствующие о влиянии скорости на состояние аварийности. И дело даже не в желании скрыть реальное положение дел, а в невозможности дать объективную оценку. Например, превышение установленного ограничения скорости как причина ДТП указывается в ничтожно малом количестве случаев. Хотя специалисты понимают, что водители превышают достаточно часто (об этом свидетельствует хотя бы порядка 100 миллионов нарушений скоростного режима, зафиксированных камерами в прошлом году). Тем не менее, установить реальную скорость движения в момент аварии – крайне непростая задача даже для экспертов. Немногим лучше ситуация и с несоответствием скорости конкретным условиям движения. Да, оно входит в число основных причин аварийности. Но и тут появляется вопрос – а как, собственно, инспекторы пришли к такому выводу? Под достаточно общей формулировкой кроется предположительное нарушение требований пункта 10.1 Правил дорожного движения, обязывающего водителя не только не превышать установленное ограничение скорости, но и выбирать темп с учетом реальных условий движения. Иными словами, сюда попадает все то, что в обиходе принято называть «не справился с управлением». Как мы понимаем, это характеристика исключительно оценочная, что опять же не позволяет опираться на отчетные данные. С другой стороны, в ряде ДТП, где ошибки в выборе скорости официально не фигурируют, такая причина весьма вероятна. Это все то, что связано с выездом на встречную полосу, наездом на пешеходов или препятствия, несоблюдением очередности проезда и тому подобное.

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; Dmitry Vereshchagin, Jevanto Productions, Andrey Armyagov/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Infiniti QX60: Прибавка мощности Infiniti QX60: Прибавка мощности

Внешность у Infiniti Qx60 привычная, вместительность – на зависть конкурентам

АвтоМир
Куда катится Uber? Куда катится Uber?

Первая оценка банками компании шеринговой мобильности оказалась сенсационной

Quattroruote
О технической грамотности миллионеров О технической грамотности миллионеров

Одно дело может решить судьбу многих владельцев электромобилей в России

Автопилот
Уральца, которому за спасение детей из пожара подарили огнетушитель, выселили из дома вместе с семьёй Уральца, которому за спасение детей из пожара подарили огнетушитель, выселили из дома вместе с семьёй

Житель Екатеринбурга Геворг Аветисян в январе спас из горящего дома двоих детей

Maxim
Предисловие Предисловие

В чем загадка единственного неподвластного человечеству феномена — времени?

Вокруг света
Стюарт Виверс о своей психоделической коллекции Coach Стюарт Виверс о своей психоделической коллекции Coach

Стюарт Виверс о своей психоделической коллекции Coach

Vogue
Закон противоположностей Закон противоположностей

Сравнительный тест Mazda CX-5 и Ford Kuga

АвтоМир
Узнать, о чем шепчут горы Узнать, о чем шепчут горы

Место на юге Франции, от одного вида которого заряжаются внутренние батарейки

Psychologies
«Черная Пантера» – обязательное зрелище «Черная Пантера» – обязательное зрелище

Давно мы не получали от фильма столько чистого удовольствия

GQ
Ложь, в которую верят взрослые люди Ложь, в которую верят взрослые люди

Блогер Кен Рейд разбирает три вида лжи, которые приводят к потере веры в себя

Psychologies
Зерновую отрасль испытывают регулированием Зерновую отрасль испытывают регулированием

Рост экспорта зерна навел на мысль о лицензировании этой деятельности

Эксперт
Как Ирина Горбачева побрилась под ноль и начала помогать людям Как Ирина Горбачева побрилась под ноль и начала помогать людям

Мы «поймали» Ирину, чтобы поговорить о ретрите в Калифорнии

Vogue
Винтокрылый вождь: самый массовый вертолет в мире Винтокрылый вождь: самый массовый вертолет в мире

Шестьдесят лет тому назад начали эксплуатировать самый массовый вертолет в мире

Популярная механика
Поколение Z и X: как научить работать вместе Поколение Z и X: как научить работать вместе

Как нивелировать разницу поколений в одной команде

Psychologies
От ненависти до «любви» От ненависти до «любви»

Дженнифер Лопес опубликовала автобиографию «Настоящая любовь»!

Grazia
«Если Бил-стрит могла бы заговорить» разобьет вам сердце (или выбесит) «Если Бил-стрит могла бы заговорить» разобьет вам сердце (или выбесит)

Режиссер «Лунного света» экранизировал книгу Джеймса Болдуин

GQ
Пап-культура Пап-культура

У каких пап дочери вырастают счастливыми?

Добрые советы
Минтай для Трампа. Почему Курилы нельзя отдавать японцам Минтай для Трампа. Почему Курилы нельзя отдавать японцам

Минтай для Трампа. Почему Курилы нельзя отдавать японцам

Forbes
Под сенью сакуры в цвету Под сенью сакуры в цвету

«Вокруг света» поговорил с гейшей и многое понял о мудрости традиций

Вокруг света
Больной вопрос Больной вопрос

Наболевшие вопросы об атопическом дерматите

Лиза
«Я хочу делать доброе кино» «Я хочу делать доброе кино»

Алёна Чехова пробует себя в качестве продюсера и мечтает снимать детские сказки

OK!
Вот что происходило в первой версии «Игры престолов», которая не попала в эфир Вот что происходило в первой версии «Игры престолов», которая не попала в эфир

Сложно представить «Игру престолов» без купюр, но такая версия существует!

Maxim
Вся правда о витаминах Вся правда о витаминах

Когда и как правильно принимать витамины

Лиза
Как отсканировать старые фотографии: 3 простых способа Как отсканировать старые фотографии: 3 простых способа

Как отсканировать старые фотографии: 3 простых способа

CHIP
Забудь все, что ты знал о галстуке! 8 старых правил, которые больше не работают Забудь все, что ты знал о галстуке! 8 старых правил, которые больше не работают

Самые интересные факты о галстуках

Playboy

"Алита: боевой ангел": киборги сегодня и через 500 лет

Популярная механика
Своя в доску Своя в доску

«СтарХит» нашел первую любовь Анастасии Ивлеевой

StarHit
Российский рынок акций стал вторым по доходности после бразильского Российский рынок акций стал вторым по доходности после бразильского

Российский рынок акций стал вторым по доходности после бразильского

Forbes
Ничья с осадком Ничья с осадком

Акио Кавато о том, как оценивать российско-японский диалог

Огонёк
Глубокая заморозка Глубокая заморозка

Что случается со Снегурочками после Нового года

Tatler
Открыть в приложении