Машина – целый интерактивный мультимедийный комплекс.

АвтоМирАвто

Салонные игры

Еще несколько лет назад в большинстве автомобилей за развлечение водителя и пассажиров отвечала штатная магнитола, иногда с CD-чейнджером. Сегодня и бюджетная машина даже не в самой богатой комплектации – целый интерактивный мультимедийный комплекс. Чего же ждать от завтрашнего дня?

Текст Никита Варенов

Когда мы находимся за рулем автомобиля, наше внимание сосредоточено сразу в нескольких зонах. Самое важное находится снаружи – это дорога и ситуация на ней, которую водитель обязан контролировать с максимальной ответственностью. Не менее важно техническое состояние автомобиля – к его работе нужно прислушиваться и вовремя реагировать на любые отклонения от нормы. Как минимум это продлит срок службы машины, а может и уберечь от серьезного ДТП. И лишь остатки нашего внимания принадлежат всему остальному, что происходит в салоне – приятной беседе с попутчиками или взаимодействию с развлекательными системами самого автомобиля. Последние с недавних пор отвоевывают все больше и больше времени и внимания водителя, но тягаться с флагманскими гаджетами автомобильным мультимедийным системам сейчас точно не под силу.

Почему автопром отстает от IT?

Зачастую приобретая даже премиальный автомобиль, потребитель получает устаревший дисплей и интерфейсы, не выдерживающие никакой критики. В том числе из-за этого водители до сих пор предпочитают по минимуму взаимодействовать с медиасистемой и пользуются смартфонами, где есть телефония, SMS и мессенджеры, а также любые другие приложения. В выигрыше от этого остаются только китайские производители держателей, позволяющих легко закрепить гаджет на лобовом стекле.

А дело в том, что автомобильный мир консервативен. Любая новинка, которую нам демонстрируют сегодня на мировых автосалонах, проектировалась и прототипировалась в лучшем случае 5-7 лет назад. И главное, что требовалось в тот момент от поставщика оборудования – это гарантия того, что он сможет поставлять и обслуживать свои устройства на протяжении как минимум десятка следующих лет. Но если на рынке двигателей или подвесок состав игроков не менялся с прошлого века, то в мире гаджетов за 5-7 лет может смениться несколько эпох.

При этом важно понимать, что компьютер автомобиля отвечает не только за развлечение и коммуникации. Современный автомобиль напичкан электронными датчиками, и все, что мы знаем о нем, от остатков топлива до ошибок двигателя, собирается именно с них. Это уникальные функции, развивать и поддерживать которые кроме автопроизводителей некому. Поэтому вроде бы любой автоконцерн в современном мире обречен на то, чтобы быть IT-компанией.

А попытки были?

То, что автопроизводителям не стоит ввязываться в гонку с создателями смартфонов и планшетов, стало понятно уже в первых поколениях автомобилей, оснащенных собственными мультимедиасистемами. Аналогично, например, уже много лет назад стала очевидной бесперспективность собственных разработок в сфере автомобильной акустики.

Пионером интеграции электроники автомобиля с существующими решениями на рынке мобильных ОС стал американский автогигант Ford. В 2007 году итогом сотрудничества с Microsoft стала система Ford Sync, основанная на мобильной операционке Windows CE. В Редмонде разработку гордо именовали Microsoft Auto. Ее главным отличием от всего, что было представлено на рынке к тому моменту, стала возможность запуска приложений от третьих разработчиков. Так, автомобили Ford научились синхронизироваться со смартфоном водителя, забирая себе функции телефона, SMS, музыкального плеера и навигатора. Инновационную разработку сгубила именно динамичность рынка гаджетов, где к концу нулевых Microsoft стремительно утрачивала позиции, уступая стартаперам из Apple и Google. Второе поколение Ford Sync, получившее название MyFord Touch, имело сенсорный дисплей, но представляло собой такую мешанину цветов и функций, что авторитетный журнал Consumer Reports даже рекомендовал своим читателям воздержаться от покупки новых автомобилей Ford и Lincoln из-за MyFord Touch. Впоследствии Ford отказался от сотрудничества с Microsoft и выпустил третье поколение Sync, основанное на ОС QNX от Blackberry, еще одной компании, про которую сегодня тоже уже понятно, что ее лучшие годы остались позади.

Эпоха эмуляции уже настала!

Сегодня в области мультимедиа любой автопроизводитель решает три задачи. Первая и главная заключается в том, чтобы лишить водителя необходимости пользоваться смартфоном во время движения – все функции должны быть доступны на сенсорном дисплее на «торпедо». Вторая задача – избавление водителя от необходимости нажимать кнопки, даже сенсорные. По этой причине все современные системы поддерживают голосовое управление. Третья задача – обеспечение гарантированно безопасной работы систем автомобиля, взаимодействующего со смартфоном.

Современная трубка – это набор приложений от множества разработчиков с постоянным доступом в Интернет. Очевидно, что ни один автопроизводитель не позволит смартфону хоть как-то влиять на работу электронных систем самого автомобиля. По этой причине самыми популярными решениями для интеграции функций смартфона в бортовой компьютер стали Apple CarPlay и Android Auto. В обоих случаях речь идет о переходе автомобильного компьютера в режим виртуальной машины с эмуляцией операционной системы смартфона.

Обе системы были представлены в 2014-2015 годах и открыли новую эпоху в развитии автомобильных мультимедиасистем. Их производители Apple и Google, разработчики лидирующих на рынке мобильных ОС, смогли предложить автопроизводителям гораздо больше: передовые решения голосового взаимодействия (Siri и Google Assistant), системы навигации с возможностью выбора альтернатив, а также широкий выбор приложений для смартфонов, которыми водителю и пассажирам не надо учиться пользоваться. Решение интегрировать смартфон в автомобиль без возможности влиять на его собственные системы оказалось настолько изящным, что привлекло внимание всех автопроизводителей. Режимы Apple CarPlay и Android Auto, в частности, стали штатной функциональностью упомянутого Ford Sync третьего поколения.

У нас опять свой путь?

В российской компании «Яндекс» уверены, что наличие собственной мобильной операционной системы не является обязательным условием для успешной интеграции с электронными системами автомобилей – достаточно набора привычных пользователю приложений. В конце мая на ежегодной конференции YaConf 2018 «Яндекс» продемонстрировал собственные тюнинг-решения для салонов Nissan Leaf и Toyota RAV4 с установкой в них мультимедийной системы на платформе «Яндекс.Авто».

Как пояснил «АвтоМиру» руководитель Лаборатории автомобильных решений «Яндекса» Андрей Василевский, набор приложений, включающий в себя «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор», «Яндекс.Музыку» и голосовой помощник «Алиса» устанавливался в автомобили на миникомпьютерах Intel Nuc вместо штатных головных устройств. Для тюнинга использовались новые машины, купленные у официального дилера. Доработки производились без участия автопроизводителей.

Запускать приложения «Яндекса» можно было и ранее, как через Apple CarPlay и Android Auto, так и в качестве аналогичного им собственного виртуального режима «Яндекс.Авто» (пока только у нескольких производителей). Однако представленные автомобили Nissan и Toyota, по словам Василевского, являются концептуальной разработкой, демонстрирующей далеко идущие амбиции «Яндекса». В компании уверены, что для российских пользователей их решения предпочтительнее, чем аналогичные от Apple и Google, поэтому установка «Яндекс.Авто» в качестве основной мультимедийной системы в будущем станет как минимум опцией, которая будет доступна покупателям новых автомобилей у дилеров. Если «Яндексу» удастся собрать долю пользователей, значимую для автопроизводителей, то устанавливать систему начнут уже на заводе, уверен Василевский. В качестве пилотного проекта система «Яндекс.Авто» проходит испытания на принадлежащих компании автомобилях каршеринга «Яндекс.Драйв».

А если не ждать чуда от автопрома?

Автомобилисты, которых категорически не устраивает функционал штатных мультимедийных систем, охотно меняют их на комплексы сторонних производителей. В России популярны головные устройства Pioneer, Mystery, Prology – все производители, продававшие 10-15 лет назад магнитолы, успешно переквалифицировались и делают современные мультимедийные центры. Впрочем, полной интеграции со смартфоном не обеспечивает ни один из них, да и на новую машину такое оборудование ставить рискованно – дилеры ведь любят пугать лишением гарантии за вмешательство в работу бортовой электроники.

Чтобы как с завода!

Среди владельцев автомобилей концерна Volkswagen AG все популярнее становится замена штатных мультимедийных систем на заводские же комплексы, но от других моделей. Использование немецким концерном одних и тех же компонентов и решений в разных моделях разных марок – начиная от Seat и заканчивая Audi – такие экзерсисы не то что позволяет, а практически поощряет. Экспериментаторы, например, научились заказывать китайские головные устройства через популярные интернет-магазины и устанавливать их в свои автомобили, получая таким образом функции, недоступные на российском рынке или даже в Европе. Говорят, отдельные компьютерные гении уже даже умеют внедрять в Skoda Octavia виртуальную приборную панель, с которой машина пока официально не выпускается. То есть завод еще до такого не дошел, а автолюбители уже технологию освоили. Впрочем, приборная панель – это немного из другой оперы.

Фото: Евгений Алешин, Яндекс, Audi, Ford, Volvo

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда руки не для скуки Когда руки не для скуки

Изучаем юридические нюансы и практическую сторону автотюнинга

АвтоМир
Пришла к независимости Пришла к независимости

«Транснефть» создала систему разработки и внедрения новых технологий

Эксперт
Lada XRay: свое, родное Lada XRay: свое, родное

Lada XRay поселилась в редакционном парке на излете зимы

АвтоМир
Все против одной Все против одной

Коллеги затравили тебя – насмехаются, игнорируют, распускают сплетни

Лиза
Выжить в мегаполисе: 7 рекомендаций городского монаха Выжить в мегаполисе: 7 рекомендаций городского монаха

Можно ли обрести безмятежность в обычной городской жизни?

Psychologies
На “Кинотавре” показали “Сердце мира” Наталии Мещаниновой; кажется, вот она — новая «Аритмия» На “Кинотавре” показали “Сердце мира” Наталии Мещаниновой; кажется, вот она — новая «Аритмия»

Один из сквозных сюжетов Мещаниновой — застывшее в янтаре время

Esquire
5 бьюти-средств, на которых можно сэкономить 5 бьюти-средств, на которых можно сэкономить

Пять средств, за которые можно не платить слишком много

Cosmopolitan
С поля – в вечность С поля – в вечность

Обладатели главных рекордов чемпионатов мира

Playboy
Медицина 4.0: данные важнее человека Медицина 4.0: данные важнее человека

Цифровая медицина обещает найти решения для любых проблем

CHIP
Даосские практики: как повысить уверенность в себе Даосские практики: как повысить уверенность в себе

Уверенность зависит от количества энергии и специфики ее циркуляции по телу

Psychologies
Е-еда. Как устроен новый бизнес основателя «Пятерочки» Е-еда. Как устроен новый бизнес основателя «Пятерочки»

Основатель «Пятерочки» с партнером создал платформу для торговли в интернете

Forbes
Почему технологиям доверять можно, а Минфину — нет Почему технологиям доверять можно, а Минфину — нет

Что на самом деле происходит с нашими пенсиями

СНОБ
Гонки на ягодицах: флешмоб, где люди уезжают из кадра на ягодицах, как на авто Гонки на ягодицах: флешмоб, где люди уезжают из кадра на ягодицах, как на авто

В твиттере запустился новый флешмоб

Playboy
Никита Радимов. «Мамины песни мне не нравятся» Никита Радимов. «Мамины песни мне не нравятся»

Сын Татьяны Булановой рассказал, с кем переписывается втайне от родителей

StarHit
Цвет и фактура Цвет и фактура

Смелые цветовые решения и сочетания вдохновляют на изменения

Домашний Очаг
«Не пытайтесь изменить тех, кто не хочет меняться» «Не пытайтесь изменить тех, кто не хочет меняться»

Всегда ли стоит помогать близким с проблемами

Psychologies
Сделано в СССР: наши прорывы в области композитов Сделано в СССР: наши прорывы в области композитов

Какие прорывы в области композитов сделали в СССР

Популярная механика
Существуют ли расы в биологическом смысле? Существуют ли расы в биологическом смысле?

Все ныне живущие на Земле люди – потомки очень небольшой популяции

Популярная механика
Медведев объявил о повышении пенсионного возраста с 2019 года Медведев объявил о повышении пенсионного возраста с 2019 года

Возраст выхода мужчин на пенсию составит 65 лет, а женщин 63 года

Forbes
Вероника решает уцелеть, или несколько слов в защиту “Красного воробья” Вероника решает уцелеть, или несколько слов в защиту “Красного воробья”

В прокате “Красный воробей” — захватывающее собрание западных мифов о России

Esquire
Как выбрать электромобиль Как выбрать электромобиль

Электромобили — это здорово, если они соответствуют индивидуальным потребностям

CHIP
Как есть, пить и веселиться по-итальянски Как есть, пить и веселиться по-итальянски

Настоящая «дольче вита» на озере Комо

Vogue
7 приемов против увядания кожи в жаркие дни 7 приемов против увядания кожи в жаркие дни

Как не пострадать из-за любви к солнцу и не покрыться прыщами

Лиза
Хореограф Хореограф

Борис Эйфман в ожидании появления хореографического гения

Эксперт
В Швейцарии заблокировали 1 млрд франков Виктора Вексельберга В Швейцарии заблокировали 1 млрд франков Виктора Вексельберга

Юристы «Реновы» готовят иски против швейцарских банков и их сотрудников

Forbes
Вся власть у банков. Рейтинг крупнейших компаний мира возглавили китайцы Вся власть у банков. Рейтинг крупнейших компаний мира возглавили китайцы

Торгово-промышленный банк Китая возглавил рейтинг Forbes Global 2000

Forbes
На бал или на Бали: что значит быть свободным На бал или на Бали: что значит быть свободным

Иногда вместо свободы мы обретаем новые рамки

Psychologies
Везение в особо крупных размерах Везение в особо крупных размерах

Рецепт славы и богатства прост: надо в нужное время оказаться в нужном месте

Maxim
Без напряжения Без напряжения

Последовательность йоги Айенгара при высоком давлении

Yoga Journal
Полтора часа, чтобы вернуться к себе Полтора часа, чтобы вернуться к себе

Первый в мире иммерсивный театр-ресторан «Зеркало Карлоса Сантоса»

Psychologies
Открыть в приложении