Аналоги Nike, Uniqlo и других: кто в Китае растёт вместо западных брендов и чем они примечательны
Весной 2021 года в Китае начался бойкот иностранных брендов одежды — и местные производители вроде Li-Ning от этого только выиграли.
В марте 2021 года пользователи китайской соцсети Weibo призвали к бойкоту H&M и Nike. Причиной стал отказ компаний использовать хлопок, произведённый в автономном регионе Китая — Синьцзяне.
После этого товары брендов пропали из интернет-магазинов Tmall, Pinduoduo и JD.сom. Пользователи Weibo и WeChat публиковали видео, где выбрасывали одежду Nike и других иностранных производителей. Тогда же в китайских СМИ стали появляться сообщения с критикой H&M.
Эта компания ущемила интересы китайского народа и при этом пытается заработать на нём. Информагентство «Синьхуа»
В Госдепартаменте США считают, что в китайских соцсетях идёт направленная информационная кампания, курируемая властями.
В апреле 2021 года продажи Adidas в интернет-магазине Tmall упали на 78% по сравнению с прошлым годом, Nike — на 59%, а Uniqlo — более чем на 20%. Выручка H&M в Китае за второй квартал снизилась с $263 млн до $189 млн год к году.
В мае H&M закрыла один из флагманских магазинов в Шанхае после десяти лет работы. Inditex, материнская компания Zara, объявила о закрытии магазинов трёх своих дочерних организаций в Китае.
Китайские знаменитости разорвали контракты с производителями, которые отказывались от покупки Синьцзянского хлопка. В июне 2021-го Таможенное управление Китая заявило, что в одежде Gap, Nike, H&M, Ralph Lauren и Zara находились «ядовитые красители и вещества», и пообещало вернуть продукцию производителям или уничтожить её.
При этом выросли продажи местных спортивных брендов: например, Anta Sports на 59%, а Li-Ning на 92%. Агентство указывает, что продажи на Tmall выступают индикатором того, что хорошо продаётся.
Li-Ning
На Олимпиаде 1988 года «принц китайской спортивной гимнастики» Ли Нин ошибся, не получил ни одной медали и объявил о завершении спортивной карьеры.
После игр 1988 года у меня было ощущение, что я закончил карьеру не идеально, поэтому стал думать, что делать дальше. В то время генеральный директор очень известной компании спросил меня, не хочу ли я присоединиться к ним в качестве посла, и именно так я попал в мир бизнеса. Ли Нин
В 1989 году Ли Нин вместе с производителем спортивных напитков Jianlibao основал фирму по продаже спортивной обуви, одежды и экипировки Li-Ning. В 1994 году она отделилась в самостоятельную организацию.
С 1992 года фирма предоставляла экипировку и парадную форму для церемонии награждений для Олимпийской сборной Китая.
К концу 90-х одежду и кроссовки Li-Ning стали продавать в розничных магазинах по всему Китаю. Одними из первых популярных кроссовок, по словам самой компании, стали Li-Ning V8, выпущенные в 1998 году. Они были со специальными нубуковыми вставками в подошве, которые защищали ноги от возможных повреждений во время ходьбы или бега.
Логотип компании напоминал элемент в гимнастике, изобретенный Ли Нином и названный в его честь “The Li-Ning Cross”.
Выход на IPO и кроссовки от Шакила О’Нила
Китайские спортсмены надевали форму местного производителя на соревнованиях, например, на Азиатские игры в Пекине или Олимпиады. На Олимпийских играх в Сиднее в 2000 году жюри отдельно наградило Китай за парадную форму с национальной символикой.
В 2002 году бренд объявил девиз “Anything is Possible” («Всё возможно»). В 2004 году Li-Ning вышла на Гонконгскую фондовую биржу — на старте IPO акция стоила 2,15 гонконгских доллара. Всего фирма привлекла около 530 млн гонконгских долларов, или примерно $70 млн, став крупнейшей китайской компанией спортивных товаров на бирже.
Тогда же Li-Ning выпустила модель кроссовок на массивной подошве и скрытой шнуровкой для бега Aurora. Она полюбилась не только спортсменам, но и поклонникам уличной моды, пишет GQ.
В том же году Li-Ning подписала четырёхлетний контракт с Национальной сборной Испании по баскетболу. В 2005-м компания стала официальным партнёром NBA.
В августе 2006 Li-Ning в коллаборации с баскетболистом Шакилом О’Нилом запустила коллекцию профессиональной обуви для баскетбола “Li-Ning — SHAQ”.
В 2007 году годовой объём продаж достиг $595 млн, в Китае открылось более 5000 магазинов бренда. Через год Li-Ning проиграла тендер Adidas на показ рекламы спортивной одежды на Олимпийских играх 2008 года.