Америка, ты одурела! Должны ли победители мстить побежденным
Если посмотреть на последние американские события через призму российской политики 1990-х, то вопрос о том, как должен выглядеть диалог победителей и побежденных, приобретает новую актуальность
Дональд Трамп все испортил. Казалось бы, ну уступил, так и проигрывай достойно. Альберт Гор проиграл Джорджу Бушу — младшему в 2000 году, и тоже ведь подсчет голосов вышел крайне скандальным, но ничего, проглотил, поздравил оппонента с победой. Ничего страшного не случилось.
А теперь покатился снежный ком: сторонники Трампа, вдохновленные своим кумиром, врываются в Капитолий, затем крупнейшие социальные сети блокируют аккаунты президента, лишая его возможности выступать перед сторонниками; республиканцы смяты и в панике бегут в другие соцсети основывать там свои колонии.
Вот не преследовали бы в свое время английские и французские короли протестантов, так и не бежали бы они в Новый Свет, и не было бы множества кровопролитных войн. А так получается примерно то же самое — люди бьются за право исповедовать свою веру, политическую в данном случае. Хотя и они, и их гонители могут при этом показаться наблюдателям просто полоумными. О чем вообще спор-то?
Ведь это демократы, модернисты учили — каждое мнение имеет право на существование, во всем можно сомневаться. Важна не столько идея сама по себе, сколько вера в нее — она и делает идею истинной. Поэтому в наши дни новые «джордано бруно» доказывают, что Земля плоская, и считаются при этом не дураками, а носителями альтернативного мнения, чуть ли не мучениками, которых преследует закостенелая инквизиция «круглоземельщиков». Усомниться в чистоте выборов на этом фоне и вовсе нормальная вещь.
Америка как раз и стала в ходе своей истории для всего мира местом, где можно было исповедовать что угодно. Всякий раз, когда в той или иной стране начиналась очередная принципиальная идеологическая битва, интеллигенция вздыхала: а вот есть же страна, где мирно уживаются и традиционалисты, и сторонники прогресса. Просто они договорились о единых правилах, и хоть на каждых выборах население страны делится практически ровно пополам, правил этих никто не нарушает, потому что сегодня ты проиграл, а всего через четыре года выиграл. Был, конечно, и у них маккартизм, но он самоликвидировался.