Какие идеи сегодня транслирует школьная программа по литературе

ПолкаКультура

Алёнушка в патриотическом пейзаже

Михаил Павловец

Ученик 10-го класса 157-й школы Анатолий Севрюгин читает стихи Александра Блока. Ленинград, 1980 год Юрий Белинский/ТАСС

Школьная программа по литературе — главный инструмент формирования русского канона: кто попал в учебники, тот и классик. Составители программы определяют и список текстов, обязательных к прочтению, и способ думать о них, который предлагается ученикам, — и эта система не изменилась с советских времён. Доцент НИУ ВШЭ и учитель словесности Лицея НИУ ВШЭ Михаил Павловец разбирается, как формируется сегодня школьная программа и какие идеи она транслирует, — на примере стихотворения Александра Прокофьева «Алёнушка», входящего в учебник для пятого класса.

Выражение «попасть в учебники» для писателей давно уже стало синонимом их канонизации, абсолютного читательского признания — немудрено, что борьба за место в учебниках была частью «литературной борьбы» в её советском изводе. Боролись не только живые маститые авторы, но и те критики и литературоведы, кто «кормился» с продвижения того или иного автора (биографии, статьи, юбилейные торжества). Роль учебника в советской школе всегда была гипертрофированной: учебник не только заменял собою книгу («учебник-хрестоматия»), он давал произведение уже в упаковке готовой интерпретации, которую ученик должен был услышать своими ушами от учителя, затем прочитать глазами — в учебнике, а потом воспроизвести устно у доски и письменно — в виде «сочинения». Тем самым учебник долгое время был для школьника практически монопольным источником знаний о книгах — и если в советское время перечень обязательных авторов утверждался в Министерстве просвещения (в согласовании с контролирующими и идеологическими органами), то сегодня на него сильное давление оказывают индивидуальные предпочтения авторов. Достаточно взять любой из авторских учебников — и поинтересоваться научными работами их составителей: так, в учебниках под редакцией Виктора Журавлёва особое внимание уделено «новокрестьянским поэтам», по которым он защищал кандидатскую диссертацию, а в учебниках под редакцией Игоря Сухих, известного, в частности, своими работами о Михаиле Зощенко, Владимире Набокове и Сергее Довлатове, почётное место занимают эти авторы. Тем интереснее, как в современные учебники «Родной речи» или «Литературы» попадают писатели, масштаб дарования и культурной значимости коих, мягко говоря, сомнителен — особенно на фоне куда более значимых их современников, такой чести не удостоенных. Вот, к примеру, в самом массовом из нынешних учебников издательства «Просвещение» для пятого класса1 ⁠ возникает имя Александра Прокофьева…

1. Литература: 5 класс: Учебник для общеобразоват. учебных организаций. В 2 ч. Ч. 2. / Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. 5-е изд. М.: Просвещение, 2015. С. 167.

Александр Прокофьев. 1965 год Валентин Мастюков, Владимир Савостьянов/ТАСС

Александр Прокофьев — фигура малосимпатичная: поэт некогда не совсем бездарный, он быстро растратил остатки отпущенного ему небольшого таланта (например, на такие строчки времён Гражданской войны, как «Но нам, ребята, не к лицу благословенный край… / Я сам отправил четверых прямой дорогой в рай»), зато приобрёл административный и партийный вес, был ответственным секретарём Ленинградской писательской организации сперва в пору разгрома журналов «Звезда» и «Ленинград», а потом и в пору судилища над «тунеядцем» Бродским. Именно сановный Прокофьев, «подготовленный» своим окружением, выступил, по некоторым сведениям2 ⁠, инициатором выбора этого поэта в качестве показательной жертвы расправы в назидание всей молодёжи. Естественно, генеральские должности «Прокопа» в писательской иерархии конвертировались не только в многочисленные государственные титулы и награды (включая звание Героя Соцтруда), но и в многотысячные тиражи книг и — в итоге обеспечили попадание его имени в школьные учебники. Оттуда же занесло его и в долгую память составителей современных учебников, принявших советскую литературную иерархию в качестве объективной и незыблемой.

2. О роли Прокофьева в инспирации кампании вокруг Иосифа Бродского см.: Гордин Я. А. Дело Бродского // Нева. 1989. № 2. С. 134–166; Шнейдерман Э. М. Круги на воде (Свидетели защиты на суде над Иосифом Бродским перед судом АО Союза писателей РСФСР) // Звезда. 1998. № 5. С. 184–199.

До сих пор существует иллюзия, будто в школьные учебники включается то, что обладает некоей незыблемой и независимой от политической конъюнктуры и эстетической моды ценностью, всё же оказавшееся там случайно долго не задерживается. Однако сама фигура Александра Прокофьева в современном учебнике для пятого класса говорит о том, что школьный «канон» формируется отчасти по своим правилам, согласно которым гениальность или общепризнанность произведения далеко не обязательно является основным критерием — да и «а судьи кто?». До сих пор главная цель литературного образования — познакомить школьников с вечными ценностями национальной и мировой литературы, чтобы из школы они вышли с твёрдым знанием основных имён и содержания великих произведений «классики», тем самым «приобщившись к национальным основам бытия» («истокам», «корням», «почве» — если использовать привычные органицистские метафоры; «культурному коду» — всё более входящие сегодня в моду сциентистские).

Кроме того, по наблюдениям Марины Лоскутовой, «к началу XX века преподавание российской словесности в школе уже выполняло функции технологии дисциплинирования населения»3 ⁠, и в советское время такое «воспитательное» понимание словесности как школьного предмета получило окончательное оформление. Необходимость продираться через сложные или скучные тексты формирует силу воли, их заучивание наизусть тренирует память, наконец, транслируемые в этих произведениях ценности — важнейшая часть «проекта «этико-эстетической культивации личности» как особой дисциплинарной практики»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Русская акция» в Чехословакии «Русская акция» в Чехословакии

Как жилось в самой Чехословакии русским эмигрантам

Дилетант
История провала: как мы открыли велопрокат и закрыли его через год История провала: как мы открыли велопрокат и закрыли его через год

В российской бизнес-среде не принято рассказывать о неудачах

Inc.
Самый знаменитый монгол Самый знаменитый монгол

Чингисхан по праву входит в пантеон величайших завоевателей

Дилетант
Половцы: кому враги, а кому союзники Половцы: кому враги, а кому союзники

Половцы больше всех повлияли на развитие молодого государства Древней Руси

Дилетант
Олимпийский автопарк. На чем ездили по Москве летом 1980-го Олимпийский автопарк. На чем ездили по Москве летом 1980-го

Яркие автомобили Олимпиады-80

РБК
Комплекс Ионы: почему мы боимся своих возможностей? Комплекс Ионы: почему мы боимся своих возможностей?

Откуда в нас берется страх реализовать себя

Psychologies
Ученые разгадали тайны крепости Пор-Бажын Ученые разгадали тайны крепости Пор-Бажын

Строительство крепости началось летом 777 года

Популярная механика
Это феличита! Это феличита!

Скутерные войны между Vespa и Lambretta отгремели полвека назад

Мото
Перестройка 2.0 Перестройка 2.0

Соосновательница Novikov School делится прогнозами о будущем ресторанной сферы

РБК
Как вернуться в тренировочный режим и не наделать ошибок — фитнес-план на неделю Как вернуться в тренировочный режим и не наделать ошибок — фитнес-план на неделю

Как восстановить спортивный режим и заново полюбить тренировки?

Cosmopolitan
Мясник или гений: эксперименты «отца современной гинекологии» Мясник или гений: эксперименты «отца современной гинекологии»

Джеймс Марион Симс считается одной из самых противоречивых фигур в медицине

Популярная механика
Кризис мотивирует нас развиваться Кризис мотивирует нас развиваться

Как пережить период, когда ясно, что так, как прежде, уже не будет

Psychologies
Закат Византийской империи Закат Византийской империи

Одна из глав книги «Краткая история: Византийская империя»

СНОБ
Реки вынесли треть черного углерода от лесных пожаров в океан Реки вынесли треть черного углерода от лесных пожаров в океан

Ежегодно реки выносят в океан более 30 процентов черного углерода

N+1
В поисках утраченного автора В поисках утраченного автора

Математически доказано, что «Тихий Дон» написал один человек

Огонёк
«Иронов решает PR-задачи, а не функциональные» — мнения дизайнеров и специалистов по ИИ о нейросети «Студии Лебедева» «Иронов решает PR-задачи, а не функциональные» — мнения дизайнеров и специалистов по ИИ о нейросети «Студии Лебедева»

Что думают специалисты и дизайнеры о нейросети «Студии Лебедева»

VC.RU
«Отойди, мальчик»: как культ самостоятельности отравляет наши отношения «Отойди, мальчик»: как культ самостоятельности отравляет наши отношения

Самостоятельность — это проявление силы или слабости?

Psychologies
Геном микроскопических водорослей указал на третью ветвь зеленых растений Геном микроскопических водорослей указал на третью ветвь зеленых растений

В группе зеленых растений обнаружили третий отдел — Prasinodermophyta

N+1
Может ли няня или бабушка заменить маму? Может ли няня или бабушка заменить маму?

Получится ли на расстоянии остаться для сына или дочери самым близким человеком

Psychologies
Жди меня, но где? Жди меня, но где?

Стихотворение Симонова «Жди меня» самое известным в советской военной поэзии

Полка
В игре Maneater нужно быть акулой, жрать отдыхающих и развивать свои акульи навыки В игре Maneater нужно быть акулой, жрать отдыхающих и развивать свои акульи навыки

До последнего не верилось, что эта игра вообще выйдет

GQ
Правила жизни Сергея Бодрова Правила жизни Сергея Бодрова

Правила жизни кинорежиссера Сергея Бодрова

Esquire
Астрономы построили самую детальную карту атмосферы Антареса Астрономы построили самую детальную карту атмосферы Антареса

Температура внутренних слоев газовой оболочки Антареса ниже, чем предполагалось

N+1
Открыть огонь! Открыть огонь!

Приготовление кебаба — почти священнодействие

Вокруг света
Консолидация памяти во сне потребовала нейрогенеза гиппокампа Консолидация памяти во сне потребовала нейрогенеза гиппокампа

Как подавление, так и активация молодых нейронов нарушили памятный след

N+1
Восприятие двумерной проекции обогнало понимание трехмерной формы Восприятие двумерной проекции обогнало понимание трехмерной формы

Трехмерный объект воспринимается практически сразу же при взгляде на объект

N+1
9 послетитровых сцен в известных фильмах, которые были вырезаны 9 послетитровых сцен в известных фильмах, которые были вырезаны

Хорошо смеется тот герой фильма, кто смеется после титров!

Maxim
Габриэль Витткоп: Наследства Габриэль Витткоп: Наследства

Отрывок из нового романа французской писательницы Габриэль Витткоп

СНОБ
Полет иннополисян Полет иннополисян

Выпускники казанского Университета Иннополис становятся стартаперами

Forbes
Мы в ответе Мы в ответе

Этот проект — призыв обществу задуматься

OK!
Открыть в приложении