Три вопроса Далай-ламе
Психофизиолог и доктор биологических наук — о сознании, карме и о том, чем буддизм полезен для ученых

Еще со времен студенчества я изучаю мозг — как он работает, его высшие функции вроде воображения и сознания. Далай-лама с шести лет изучает буддизм, с уважением высказывается о науке и предлагает развивать научный буддизм, а не буддологию.
Получается, мы занимаемся одним делом и исследуем один и тот же объект: сознание человека. Просто делаем это с помощью разных инструментов. Мы — с помощью науки, буддисты — с помощью изучения чистого разума.
Не только я, но и другие ученые читали буддийские книги о работе мозга и природе сознания. И когда мне представилась возможность провести два дня с Далай-ламой, я успел задать ему три ключевых для меня вопроса.

Первый — как он представляет процессы, происходящие в голове у человека.
Здесь есть два варианта ответа: либо процессы организуются внутри головы сами, либо ими кто-то управляет снаружи. В большинстве религий говорится, что все управляется снаружи. Но Далай-лама дал однозначный ответ: никакого «оператора» вне головы не существует. Все процессы происходят внутри.