Больше молока от фермы до прилавка
Производство сырья и готовой продукции в молочном секторе будет увеличиваться
Аналитики ожидают рост валовых надоев молока в глобальном масштабе. Россия тоже находится под влиянием данного тренда: в перспективе ближайших двух лет сырьевой товарный сегмент молочной отрасли будет прибавлять не менее чем по 4 % ежегодно. Есть куда расширяться и потреблению, главное, чтобы доходы населения не сокращались. Для крупнейших перерабатывающих предприятий индустрии важной задачей становится наращивание экспорта, поэтому оживление мирового рынка и рост спроса в основных странах-импортерах — это хороший сигнал для компаний.
Рост мирового производства молока прогнозируют аналитики Rabobank. Они считают, что во второй половине текущего года валовые надои увеличатся в ЕС, США, Китае, Бразилии, Аргентине, Новой Зеландии и Австралии. Наиболее заметную прибавку объемов в течение 2024–2025 годов эксперты ожидают в Австралии — на 3–4 %. Выпуск молока в США увеличится на 0,5 %, в Китае — на 2 %. Основные страны-поставщики хоть и покажут в краткосрочной перспективе положительную динамику, в целом они имеют ограниченные возможности по развитию собственного производства, комментирует гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов. «Кроме того, для КНР прирост в 2 % на фоне 7–8 %, которые мы наблюдали последние годы, также не выглядит значимым и вряд ли как-то угрожает российским поставщикам. Сейчас в стране идет некоторое замедление введения новых мощностей», — объясняет он.
Директор «Деревенского молочного завода» из Кемеровской области Александр Сухинин скептично оценивает прогноз Rabobank. По его мнению, европейский рынок просядет по объемам производства молока в связи с невыгодным содержанием сельскохозяйственных животных и недостатком земельных участков. «Кроме этого, в Европе вводят различные налоги, например на мясо, на выброс парниковых газов, так как считают, что животные тем самым наносят ущерб экологии, — добавляет он. — Это тоже не способствует наращиванию объемов». Что касается Китая, то, хотя он и заинтересован в увеличении потребления молочной продукции, в стране остается высоким уровень потребления растительного белка, в том числе соевого «молока», что также накладывает свой отпечаток.
Впереди Австралии, США и Китая
В России валовой надой по итогам этого года может увеличиться сразу на 360 тыс. т за счет новых ферм, считает Минсельхоз. По информации замминистра сельского хозяйства Андрея Разина, озвученной на первом Форуме лидеров молочной индустрии, в 2024-м планируется ввести в эксплуатацию 61 ферму, прибавка от которых составит 176 тыс. т. Введенные ранее 72 комплекса внесут вклад в объеме еще около 186 тыс. т.
Последние годы прирост производства сырого молока составляет в России 1,5–2 %, отмечает председатель совета директоров Молочного союза России Людмила Маницкая. «Вероятно, данные темпы сохранятся и в текущем году в связи с постоянным повышением продуктивности коров», — полагает она. В 2023-м во всех хозяйствах было получено примерно 33,5 млн т молока.
Союзмолоко оценивает ежегодный прирост производства в сырьевом секторе в течение ближайших двух лет в 4 %. В целом ситуацию в молочном животноводстве Белов называет стабильной.
В январе — марте 2024-го в крупных, средних и малых сельскохозяйственных организациях было надоено почти 7,5 млн т молока, что превышает уровень аналогичного периода 2023-го на 2,5 %, делится цифрами заместитель председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК, гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова, ссылаясь на данные Росстата. По итогам 12 месяцев производство в агропредприятиях может прибавить порядка 2 %, считает она. «Сложности могут возникнуть в сегменте КФХ в связи с тем, что господдержка в части компенсации CAPEX на 2024 год отсутствует», — обращает внимание эксперт. Рост валового надоя она связывает с введением новых мощностей по выпуску сыра и сыворотки, модернизацией крупнейших перерабатывающих предприятий и, как следствие, увеличением спроса на сырье. Объем переработки молока по итогам 2024 года тоже вырастет, уверена Петрова.
Из произведенных за январь — февраль в секторе сельхозорганизаций свыше 3,3 млн т молока в промышленную переработку было отгружено чуть более 3,26 млн т, сообщает старший эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Наталья Пенькова. По ее мнению, в 2024 году в стране может быть переработано сырья на 3 % больше, чем в 2023-м.
Что касается отдельных производителей сырого молока, то они тоже в начале текущего года демонстрировали хорошие результаты. Концерн «Детскосельский» из Ленинградской области со стадом в 25 тыс. голов КРС за первые три месяца 2024-го по сравнению с тем же периодом годом ранее увеличил валовой надой сразу на 15 %. По итогам прошлого года относительно 2022-го показатель вырос на 12 % и составил порядка 95 тыс. т, информирует президент компании Юрий Брагинец. «Я надеюсь, что по итогам этого года мы тоже сможем увеличить производство, потому что есть спрос и на молочную продукцию, и на сырье, — говорит он. — Правда, по большому счету экономические предпосылки для заметного роста объемов как сырого молока, так и готовых продуктов из него отсутствуют: все-таки для большинства животноводов основная задача сейчас — удержать прошлогодний показатель по надою из-за высоких затрат на составляющие производства».
«Кабош» (Псковская область) за январь — март выпустил столько же сырья, сколько за такой же период в 2023-м. «Когда надой составляет 11,5 т молока на корову в год, расти уже тяжело, — подчеркивает председатель совета директоров компании Дмитрий Матвеев. — Важно, что мы не падаем с такого высокого показателя — и по продуктивности коров в России занимаем шестое место».
Больше творога, меньше мяса?
По прогнозу ФАО ООН, мировое потребление молока и молочных продуктов будет увеличиваться динамичнее, чем спрос на другие продукты питания. Среднегодовые темпы роста составят около 1,8 %. Российские компании готовы удовлетворять этот растущий спрос, верит Белов. Таким образом, в секторе переработки молока наращивание производства по всем основным молочным категориям продолжится, прогнозирует он, добавляя, что приоритетом становится выпуск биржевых товаров, ориентированных на экспортные поставки: сливочного масла, а также сухих молочных продуктов. Увеличение потребления молочки в России в текущем году будет на 2–3 % меньше, чем в 2023-м, — в связи с ожиданием замедления темпов повышения доходов населения. Основными точками роста потребления останутся сыры, мороженое, современная молочная категория и биржевые товары, дополняет эксперт.
Потребление сыра, питьевого молока и сливочного масла продолжит увеличиваться, соглашается Петрова. Кроме того, в России повышается спрос на сметану, сливки, мороженое. «Ключевым фактором остается активное развитие сегмента HoReCa в широком смысле — кулинарии, еды навынос, потребления кофе с молоком, в том числе в сегментах to go, а также вендинга», — говорит эксперт.
Динамика выпуска сырого молока и потребления молочной продукции — вещи, безусловно, связанные, однако не напрямую, отмечает Маницкая. Темп роста производства первого не обязательно должен выливаться в такую же прибавку потребления, потому что в последнем играют роль и платежеспособный спрос, и продовольственная инфляция. И хотя потребление молока в России после значительного снижения в последнее время действительно выросло, оно все еще сильно ниже принятой Минздравом нормы, которая составляет 322 кг в год в пересчете на молоко, акцентирует внимание эксперт. «В 2019-м показатель составлял 240 кг/чел. в год, а в последующие годы снизился до 200 кг, — знает она. — Сейчас эта цифра немного выше 200 кг/чел. в год».
И все-таки в 2024 году рост потребления с учетом текущего платежеспособного спроса сохранится, полагает Маницкая. Наиболее востребованными в условиях существенного уровня инфляции и высокой ключевой ставки являются бюджетные молочные категории — именно они должны в натуральном выражении показывать увеличение. С другой стороны, например, весной прошлого года, когда снизились цены на сырое молоко в связи с избытками сырья, увеличилось производство молокоемкой продукции, такой как сухое молоко и сливочное масло, добавляет эксперт.
Юрий Брагинец тоже говорит об увеличении потребления молочной продукции. «С прошлого года мы отмечаем рост спроса на традиционную молочку — творог и масло, а высокомаржинальный сегмент, к которому относятся йогурты и молочные десерты, практически не показал прибавки», — делится он.
По наблюдениям заместителя гендиректора Пискаревского молочного завода из Санкт-Петербурга Георгия Житмарева, спрос на молочку (в первую очередь массового сегмента) в прошлом году относительно 2022-го увеличился на 5 %. «Такая же динамика наблюдается и в первом квартале текущего года», — сообщает он. Увеличение спроса руководитель связывает с тем, что за последние два года цены на эту продукцию растут гораздо медленнее, чем на другие продовольственные товары, — мясо птицы, яйцо, свинину. Соответственно, покупатель сместил свои приоритеты в сторону традиционных молочных продуктов — творога и сметаны.