Абсурд больших городов. Почему России не грозит изгнание бедных
Пока людям не будет казаться абсурдным жить в центре города с плохой экологией, пока население не начнет мигрировать в пригороды — дальше от шума больших городов, а ценностью не станут тихие кварталы маленьких домиков, ни о какой джентрификации не может быть и речи
С легкой руки руководителя центра городской экономики «КБ «Стрелка» Елены Коротковой в последние дни стало популярным слово «джентрификация» — реконструкция пришедших в упадок городских кварталов с помощью притока более состоятельных жителей. По мнению Коротковой, этот необходимый стране процесс никак не сдвинется с мертвой точки. В СМИ, блогосфере и в социальных сетях раздалось много негодующих голосов о «социальном фашизме» и прочих ужасах, которые, якобы, проповедует автор текста в «Коммерсанте».
Подобная оценка основана на недоразумении. Но также на недоразумении базируется и основной тезис заметки Елены Коротковой. У России свой путь в жилищной политике, и механические переносы западных представлений не работают. Строительство жилья в России идет вопреки здравому смыслу и мировому опыту. В этом смысле оно уникально. Уникальна и ситуация с «джентрификацией», которая если и предстоит, то еще не скоро.
Начнем с того, что Россия не прошла важнейший этап, через который прошли в свое время США, Канада и Великобритания, — субурбанизацию. Без него нет смысла говорить и о джентрификации, поскольку первая предшествует второй.
Джентрификация основывается на запустении центров городов после «бегства» из них населения в пригороды. Современный американец или австралиец (Россию лучше сравнивать с этими странами, богатыми землей), предпочитает жить не в многоквартирном здании, с соседями у себя над головой, а в собственном доме, с отдельным входом, с пусть крошечным, но участочком. Наши многоэтажки — там удел низших слоев населения.
После того, как средний класс переселился в пригороды в собственные дома, города опустели, в них стали заселяться представителями бедных классов, этнических меньшинств что послужило дополнительным фактором, подталкивающим к миграции тех, кто еще не съехал.