5 игр для тех, кому понравилось «Черное зеркало: Брандашмыг»
Интерактивный эксперимент Netflix многое позаимствовал у игр. Рассказываем, у каких именно.
В перерыве между четвертым и пятым сезоном команда сериала «Черное зеркало», регулярно пугающая зрителей влиянием технологий на современную жизнь, решилась на небольшой эксперимент. Интерактивный фильм «Брандашмыг», вышедший на Netflix под Новый год, предлагает пользователям стать соучастником истории. Сначала мы можем выбрать, какие хлопья главный герой будет есть на завтрак, чуть позже — закопать ли ему тело или расчленить и расставить кусочки по дому как трофеи. Тот факт, что «Черное зеркало» само становится тем, чем оно все эти годы пугало — новой модной технологией, создатель Чарли Брукер не проигнорировал. Напротив, на рефлексию отношений пользователя и героя, оказавшегося в его власти, тут отводится большая часть экранного времени. В одной из версий герой даже осознает, что его «контролирует нечто по имени Netflix» и напрямую обращается к зрителям за советом, ломая четвертую стену.
Интерактивность «Брандашмыга» размывает жанр, и сложно уже сказать, это все еще кино или уже видеоигра. Сам Чарли Брукер настаивает на том, что это все-таки фильм: «Это ведь вышло не на игровой платформе, а на Netflix». Тем не менее практически все идеи, спрятанные в «Брандашмыге», в видеоиграх последних пятнадцати лет уже считаются избитыми: и про ломание четвертой стены в условиях интерактивности, и про созависимые отношения героев с игроком. Даже сам спор о том, считать ли интерактивную историю фильмом или игрой, давно уже идет вокруг творений Дэвида Кейджа, автора игр Fahrenheit и Heavy Rain. Удобнее считать, что они все же игры — кино у Кейджа получается откровенно слабое, а интерактивность заметно оживляет и ободряет эти истории. Про «Брандашмыг» верно обратное — снят он прекрасно, а вот игра из него получается так себе. И это не про техническую реализацию, а именно про идейную часть, которую в других видеоиграх смогли воплотить куда интереснее. И если «Брандашмыг» вам понравился — имеет смысл попробовать и эти игры, явно ставшие источником вдохновения.
Не бойтесь потерять слишком много времени — ни одна из этих игр не длиннее одного сезона сериала на Netflix.
Конфликт с рассказчиком: The Stanley Parable
- 2013, PC (Windows, OS X, Linux)
Стенли — обычный офисный работник: сидит за компьютером, вбивает циферки, дома жена и дети. Но однажды Стенли посреди рабочего дня заметил, что творится что-то странное: в офисе абсолютно никого нет, ни души. Он проверил в переговорке, в зале для отдыха — там тоже никого. Каждый шаг Стенли в этой истории хорошо поставленным голосом комментирует Рассказчик. Он говорит, где Стенли свернет, куда пойдет и какую кнопку нажмет еще до того, как игрок успеет сам эти действия за Стенли сделать. Если делать все ровно так, как говорит Рассказчик, игра займет всего минут 15, а история будет довольно-таки скучной. Но стоит ослушаться Рассказчика (свернуть не там или нажать не то), тут-то и начинается интересное: оказывается, что именно он и есть главный злодей в игре, а переиграть его невозможно ни в одной из 22 концовок. И единственный способ по-настоящему выиграть — не играть вообще.