«Постпраздничная депрессия»: как управлять сотрудниками после отпуска
Самая неудачная идея, которая может прийти в голову руководителю после длинных выходных, — начать закручивать гайки. Очень часто работники принимают решение об увольнении именно после длительного отпуска
Первые рабочие дни после затяжных выходных или отпуска — всегда большой стресс для организма. Безусловно, возвращение с очередных каникул — это вопрос личной адаптации и привыкания, но именно в этот период сотрудник обычно нуждается в большой поддержке. Когда отпуск заканчивается и ты вынужден вернуться к рабочим задачам, начинает проявляться то, что называют «постпраздничной депрессией» — состояние подавленности, апатия, сложности с концентрацией, плохое самочувствие. Это может серьезно подорвать атмосферу и навредить работе всего коллектива.
Не торопитесь
Исследование Американской психологической ассоциации показало, что отпуск помогает большинству работников забыть о стрессе, улучшить самочувствие и производительность труда. Однако у 24% сотрудников все положительные последствия отдыха — прилив энергии и снижение стресса — исчезают сразу после выхода на работу, а 40% заявили, что эффект длится всего несколько дней после возвращения в офис. Поэтому самая неудачная идея, которая может прийти в голову руководителю, — начать закручивать гайки. По данным компании Officevibe, 75% сотрудников увольняются с работы именно из-за ухудшения отношений с начальником.
Очень часто работники принимают решение об увольнении именно после длительного отпуска. Если отдых пришелся на «знаковые» периоды: день рождения, медовый месяц или Новый год — есть риск, что ситуация усугубится желанием резко изменить жизнь. На такой благодатной почве любой контроль со стороны руководителя покажется чрезмерным и может стать отправной точкой прощания с сотрудником. Если вы хотите сохранить своих людей и команду, тогда позвольте отдохнувшему человеку замедлиться.
Обычно адаптационный период после отпуска занимает от трех до пяти рабочих дней. В первое время сократите рабочую нагрузку до минимума: не начинайте новые проекты, не принимайте кардинальных решений и постарайтесь воздержаться от жестких дедлайнов. Банальный, но по-прежнему эффективный совет — предложите сотруднику начать день с того, чтобы не спеша разобрать рабочую почту. Если писем немного, подчиненный может сам инициировать переписку: поднять последние письма от подрядчиков, договориться о первых встречах.