Ломая правила дизайна
Интервью с дизайнером LADA Стивом Маттином, в котором он рассказывает, почему русские художники самые крутые и когда будет не стыдно припарковаться на «Ниве» рядом с Range Rover
Часть первая, в которой я пытаюсь заставить собеседника унизить конкурентов, но у меня ничего не получается
Для начала вы могли бы поделить существующие на рынке внедорожники на красивые и некрасивые?
Вряд ли, потому что сложно использовать только две эти категории. Есть машины, которые хорошо смотрятся, у других мощный облик, а есть автомобили с утилитарной внешностью. Или можно выразиться иначе — есть нейтральные, страшненькие и модные. Процент красивых невелик. Основная масса, я бы сказал, нейтральные.
То есть, как говорят в России, ни рыба ни мясо?
Ну почему, это просто нормальные машины, но они не вызывают сильных эмоций и не переворачивают что-то внутри вас.
Одним словом, никакие… а какая модель, по-вашему, является эталоном уродства?
Я бы не хотел оценивать другие бренды.
Ладно, спрошу иначе. Например, одна известная японская марка за всю свою историю не создала, по моему мнению, ни одной красивой машины. Откуда такое пренебрежение к дизайну?
Причин несколько. Прежде всего, как я думаю, это не является частью философии бренда. К примеру, у LADA десять лет назад тоже не было приоритета дизайна. Кроме того, большую роль играют люди, которые работают на марку, их желание и способность передавать атрибуты бренда. Однако бывает и так, что клиенты компании просто не обращают внимание на дизайн. Им это не нужно.
Клиентам АвтоВАЗа раньше тоже было наплевать на красоту, однако теперь всё изменилось. И сейчас, как вы сказали, дизайн является определяющей причиной при покупке ваших автомобилей. Почему вы это сделали, а японцы всё ещё игнорируют?
Спросите у японцев.
Но вы как-то сказали, что часто общаетесь с другими дизайнерами, у вас тесный круг, почему бы не намекнуть при встрече, мол, приятель, что за ерунду ты рисуешь?
А вы думаете, я должен это делать? В нашем бизнесе не принято критиковать работу друг друга. Если кто-то сделает действительно крутую машину, я говорю: «О, это здорово!» Но давать советы я не стану. К тому же мы конкуренты, и я не хочу, чтобы мои соперники делали лучше.
Часть вторая, в которой я стараюсь вытянуть из Стива хоть немного негатива по поводу внедорожников премиум-сегмента, но он не поддаётся
Поговорим о премиальных марках. Сколько в их облике желания угодить вкусам клиентов из юго-восточной Азии и Ближнего востока?
У разных компаний — разные подходы. Есть марки со специфичной ДНК, которая привлекательна везде, независимо от рынка. Их, кстати, постоянно клонируют в Китае, как тот же Range Rover Evoque. Но есть и другие, которые изначально создают продукты с учётом китайского потребителя. В любом случае более привлекательными оказываются компании, имеющие устойчивый имидж. Если у вас нет реноме, вам труднее понравиться.
Ну а когда вы работали на Mercedes, вам говорили: сделай так, чтобы это продавалось в Китае.
Тогда китайский рынок не был таким огромным, поэтому нет, не говорили. Многое изменилось за последние 15 лет. Сейчас у европейских производителей свои дизайн-студии в Китае, но они не так часто делают модели под определённый рынок. Наоборот, многие создают глобальную модель, которую можно продавать по всему миру.
Что вы думаете, глядя на современные премиальные автомобили — это красиво или это для нуворишей?
Премиум — особая история, в которой важнее всего сила бренда. Возьмём немецкую тройку… Абсолютно не важно, как выглядят их машины, люди всё равно их купят. Кроме того, у премиум-сегмента всегда продвинутая начинка, которой нет в эконом-классе. Клиенты готовы за это платить. Таким образом, определяющими факторами при покупке являются мощь бренда и оснащение. Дизайн оказывается на третьем месте. Если автомобиль стоит в пять раз дороже, это не значит, что он в пять раз красивее. Дизайн и деньги — разные вещи. Дизайн — это игра с пропорциями.