Виды на Гаагу: поможет ли российскому бизнесу конвенция о признании решений иностранных судов
Текст конвенции о признании иностранных судебных решений одобрен в Гааге 2 июля представителями 73 государств. Что это означает для российского бизнеса? Действительно ли зарубежные страны завтра начнут признавать решения российских судов?
2 июля 2019 года в Гааге в рамках конференции по международному частному праву подписан акт о принятии «Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений по гражданским или коммерческим делам (Convention on The Recognition and Enforcement of Foreign Judgments in Civil or Commercial Matters, далее — «конвенция»).
Предполагается, что эта конвенция станет универсальным механизмом, регулирующим трансграничное исполнение судебных решений. Однако действовать конвенция начнет только тогда, когда страны ратифицируют ее на национальном уровне. После этого решение государственного суда одной страны будет признаваться в другой стране так же, как решение национального суда, при условии, что и другая страна ее ратифицировала. Пока же подписант собственно конвенции один — Уругвай.
Документ распространяется на гражданские и коммерческие иски, и не касается налоговых вопросов, наследственных дел, а также межгосударственных отношений или отношений физических и юридических лиц с органами государственной власти или государством в целом. Таким образом, случаи вроде «дела ЮКОСа», где акционеры компании судились с государством, не попадают под юрисдикцию этой конвенции. Они относятся к сфере действия публичного, а не частного права. К тому же решения по ЮКОСу принимались международными арбитражными судами, а область применения данной конвенции — суды общей юрисдикции или государственные суды.
По этой же причине положения конвенции не могут применяться по отношению спорных территорий или для отмены санкций. Кроме того, каждая страна имеет право указать при подписании документа, что в отношении каких-то государств он действовать не будет.
В конвенции определены и другие условия, когда ее положения могут не применяться. Например, судебное решение суда одного государства не обязательно к исполнению на территории другого, если, по мнению второго государства или его уполномоченного суда или органа власти, «исполнение этого решения не совместимо с публичным порядком либо угрожает его безопасности или суверенитету». Основанием для отказа является также несоответствие решения суда «общим принципам справедливости», а также ненадлежащее уведомление ответчика либо наличие в деле доказательств, полученных мошенническим путем.
Кроме того, если решения российских судов не будут признаваться какими-то государствами, российская сторона на основе принципа взаимности может ответить аналогичными мерами.
Отметим, что за последние несколько лет Россия добилась ряда успехов в области международно-правового сотрудничества. Наша страна является активным участником инициатив ОЭСР по борьбе с нарушениями в налоговой сфере (план BEPS), в прошлом году состоялся первый обмен данными о зарубежных счетах россиян в рамках автоматического обмена, ратифицирована и депонирована на прошлой неделе в ОЭСР многосторонняя Конвенция по выполнению налоговых соглашений (MLI).
Новым шагом на пути в этом направлении стало одобрение Россией текста Конвенции о признании судебных решений. Следующий шаг — присоединение России к самой конвенции. Будет ли он сделан?
История вопроса
Первым аналогичным соглашением, работающим до сих пор, была Конвенция ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (Нью-Йорк, 1958 год), участниками которой являются 159 государств, включая РФ. Она касается решений негосударственных арбитражных и торговых судов, а вот похожей конвенции в отношении государственных судов до сих пор нет.
Наша страна подписала в 1992 году и «Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров» (Вашингтон, 1965 год), но, к сожалению, не ратифицировала ее. Россия пошла здесь по пути заключения двусторонних договоров о взаимной защите инвестиций.
В 1968 году странами ЕС была подписана Брюссельская конвенция об исполнении судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров, однако ее действие ограничено только рядом европейских стран.
В 1971 году была подписана конвенция «О признании и исполнении иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам», но ее ратифицировали всего пять стран: Албания, Кипр, Кувейт, Нидерланды и Португалия.
Как это работает сегодня?
Помимо арбитражной конвенции 1958 года, Россия заключила на сегодня 29 двусторонних соглашений, на основании которых признаются и приводятся в исполнение в РФ иностранные судебные решения. Такие соглашения есть с Кипром, Грецией, Италией, Испанией, странами Балтии, Индией и КНР, и нет с Францией, Германией, Великобританией, США.