В моём сознании эта страна была скрыта где-то в африканских глубинах

4x4 ClubПутешествия

Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Эфиопия

Текст Алексей Камерзанов. Фотографии автора и участников экспедиции

Наезженная дорога в лавовых полях. Здесь лучше держаться колеи

Как ни странно, первой ассоциацией, которая возникала в моей голове при слове «Эфиопия», был Александр Сергеевич Пушкин. Кажется, самый известный русский поэт был на четверть эфиопом? Или в те времена так называли всех темнокожих? В моём сознании эта страна была скрыта где-то в африканских глубинах. Настолько далеко, что я и представить не мог, что когда-нибудь до неё доберусь.

Изначально маршрут по Эфиопии относился к четвёртому этапу нашего путешествия, но друзья-арабы подкорректировали график и сначала мы потеряли неделю в Иордании, а потом почти две недели боролись с египетской неторопливостью. Поэтому изначальный план проехать Эфиопию и оставить машины в Найроби пришлось менять — времени хватало только на дорогу до Аддис-Абебы… «На какой срок вы хотели бы получить разрешение на въезд?» — открывая тетрадь и что-то записывая, спросил молодой таможенник. «Максимально возможный период для пребывания машин», — ответил я. В сентябре мы вернёмся и поедем дальше…

Только после обещания награды в сотню бырр, племя мурси наконец построилось

Мани, Мани!

Первое, что бросается в глаза при въезде в Эфиопию — это попрошайничество. Собственно, в самом попрошайничестве ничего удивительного нет, но в Эфиопии оно приобрело невиданный размах. На первой же остановке к нам подошёл взрослый мужик и попросил дать ему какую-нибудь одежду, потому что его уже износилась. Дальше хуже: где бы ты ни остановился, тут же появлялись дети и взрослые — и начиналось групповое попрошайничество. Взрослым нужны были «мани», а дети просили «пэн». А учитывая, что Эфиопия населена довольно плотно (здесь живёт около ста миллионов человек), остановиться и побыть в одиночестве практически невозможно.

Горы, горы и ещё раз горы…

Эфиопия — самая горная страна континента. Горы покрывают большую часть её территории. Путь из Аддис-Абебы на север до городка Мекеле проходит по горным массивам и занимает три дня. Скорость движения невысока. К тому же дорога пересекает бесконечные городки и деревушки, так что разогнаться особо негде. Впрочем, у этой страны есть и ещё одна особенность — население буквально живёт на дороге. В любом селе жители ходят исключительно по проезжей части, сидят на ней, торгуют, в общем, занимают её полностью. Ночью толпы чёрных людей, сливаясь с темнотой, хаотично передвигаются без фонарей и опознавательных знаков. Так что езда после заката в Африке — большая проблема. Кроме того, на ночь на въездах в деревни часто натягиваются тросы, закрывающие проезд. Около них стоят вооружённые люди и по своему усмотрению пропускают машины. Естественно, пару раз мы чуть не напоролись на эти тросы (ничем особенно не обозначенные). Во многих деревнях царит полнейшая нищета. Народ живёт в эдаких «жердевых кондоминиумах» — постройках на несколько семей, сделанных из толстых жердей с щелями толщиной с ладонь, поэтому даже с дороги можно лицезреть весь убогий быт этих жилищ…

Эфиопия — самая горная страна континента. В марте здесь преобладают жёлтые тона

Аддис-Абеба

«Новый цветок» — так переводится название эфиопской столицы. Но реальность куда прозаичней: городишко сумрачный, довольно грязный, с большим количеством бездомных, живущих где попало. Нечто похожее я видел только в Индии. По улицам шныряют старые советские «копейки» синего цвета — здесь это такси. Никогда бы не подумал, что в Африке есть российские культурные центры, а их оказалось несколько. Один находится в Аддис-Абебе и носит имя Пушкина. Возможно, этот факт и остался бы незамеченным, но нам нужно было где-то оставить автомобили до начала следующего этапа, а у центра как раз отличная закрытая парковка и очень отзывчивый директор. Благодаря ему наши машины успешно переждали весну и лето, и уже первого сентября мы вновь были за рулём.

Полгода спустя

«Машины помыли, они вас ждут!» — по-русски сообщил Гирум, помощник директора центра. Действительно, полугодовая пыль исчезла, и машины блестят. Нам остаётся только получить разрешение таможни, чтобы забрать их с парковки (они оставались при условии, что всё это время не будут использоваться). В этот раз я не узнаю Эфиопию. В небе висят свинцовые тучи, накрапывает дождь, термометр показывает +17 °C. Сезон дождей. Вместо яркой желтизны и тёплых цветов всё вокруг пестрит тропической зеленью. Теперь цейтнота нет, и мы можем посмотреть всё, что не успели в первый раз — впадину Данакиль, вулкан Эрта Але, вулканический кратер Даллол и населённую дикарями долину реки Омо…

На пути к Даллолу нам пришлось пересекать соляное озеро

На вулкан

Эрта Але — один из немногих действующих вулканов, находящихся в относительной доступности. До начала 2017 года там бурлила лава, но теперь всё, что ещё недавно кипело, превратилось в застывшее лавовое поле. В Мекеле осень, ночью до +12 °C, днём около +22 °C, зелено, периодически идут дожди. Несколько месяцев мы вели переговоры с турфирмами, чтобы попасть на вулкан. Цены за трёхдневный тур начинались с 500–600 долларов за человека. Обойтись без турконторы невозможно: дорога перекрыта военными и при отсутствии пермита и сопровождения туда никого не пустят. C учётом того что мы поедем на собственных машинах, нам удалось получить приличную скидку. Утром мы стартуем в составе колонны из семи машин, три из которых наши. В «крузерах» туркомпании сидят туристы, лежат палатки, снаряжение и еда. Из Мекеле, лежащего на отметке 2 000 метров над уровнем моря, дорога идёт ко впадине Данакиль, где как раз и находится всё самое интересное — вулкан, солевые отложения и кислотный кратер Даллол. Впадина считается одним из самых жарких мест на земле. Среднегодовая температура здесь не опускается ниже +34 °C, а зафиксированный максимум — +63 °C. Извилистая дорога ведёт всё ниже. Зелень постепенно исчезает. Во время спуска меняются два параметра: уменьшается высота и растёт температура. Сначала +30 °C, потом +35 °C, на + 40 °C мы закрываем окна — наши машины вздымают пески Данакиля. «Это хорошо, что сейчас сухо, — рассуждает наш гид Фиш. — Было бы влажно, тяжело было бы ехать». На термометре +45 °C, и я не понимаю, о какой влаге он говорит. Завтра мы поймём, что он имел в виду, а пока жмём на газ, временами разгоняясь до 80 км/ч. «Не спускайте колёса, скоро начнутся камни, и вы их порежете острыми краями», — советует Фиш. Действительно, в самом начале песков мы хотели было стравить давление до 0,8 атм., но вовремя остановились. Песок заканчивается, и начинаются бескрайние лавовые поля, среди которых проходит накатанная за много лет дорожка. Тут не то что 80, даже 30 км/ч — уже высокая скорость. Где-то приходится буквально ползти. Застывшая лава хрупка, стоит немного отклониться, и колёса начинают крушить наросты. При этом большие отложения прочны, как бетон…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Toyota Land Cruiser 300. Бархатная японская революция Toyota Land Cruiser 300. Бархатная японская революция

Инженеры и дизайнеры поменяли во флагманском «Крузере» буквально всё

4x4 Club
Все, что нам известно о фильме «Бонд 25» Все, что нам известно о фильме «Бонд 25»

Юбилейная картина начинает складываться по мере поступления новых деталей

GQ
Экономика Железного трона: «Игра престолов» как бизнес-империя Экономика Железного трона: «Игра престолов» как бизнес-империя

Во сколько оценивается бренд «Игры престолов» и сколько шоу приносит HBO

Forbes
Никаких «Фокусов» Никаких «Фокусов»

Ford уходит из РФ со всей легковой линейкой. Чем это чревато для автовладельцев?

АвтоМир
Легенда «геленда» Легенда «геленда»

Mercedes-Benz Gelandewagen. Ну очень уважаемый автомобиль!

Quattroruote
Поколение диджитал Поколение диджитал

Породистые, престижные, быстрые и ловкие – у обоих кроссоверов полно достоинств

АвтоМир
9 самых опасных пляжей мира (для отпуска они точно не подойдут) 9 самых опасных пляжей мира (для отпуска они точно не подойдут)

Лучше покупайся в каком-нибудь другом месте

Playboy
Саймон Мерреллс: «Марк Хэмилл невероятно классный парень!» Саймон Мерреллс: «Марк Хэмилл невероятно классный парень!»

MAXIM продолжает общаться с героями второго сезона «Падения Ордена»

Maxim
Дарья Лисиченко: «мне ничего не стоило привить детям привычки правильного питания» Дарья Лисиченко: «мне ничего не стоило привить детям привычки правильного питания»

Чему будут учить на мастер-классах «Нескучный ЗОЖ»

Grazia
044 Rose: «Украинское отличие — в том, что мы из ничего делаем все» 044 Rose: «Украинское отличие — в том, что мы из ничего делаем все»

Про планы на будущее и бедность как стимулятор творческого роста

Esquire
Российские ученые начнут выращивать клетки человека в космосе Российские ученые начнут выращивать клетки человека в космосе

Ученые Сеченовского университета разрабатывают специальный биореактор

Популярная механика
По следам Билла Гейтса. Как молодые предприниматели дают клятву стать филантропами По следам Билла Гейтса. Как молодые предприниматели дают клятву стать филантропами

Билл Гейтс и Уоррен Баффетт призывают миллиардеров дать «Клятву дарения»

Forbes
Связные Путина: как миллиардеры и чиновники пытались подружить Россию с Трампом Связные Путина: как миллиардеры и чиновники пытались подружить Россию с Трампом

История попыток российских чиновников построить мост между Москвой и Вашингтоном

Forbes
Зеленое сердце Москвы Зеленое сердце Москвы

Мой собеседник — директор парка «Зарядье» Павел Трехлеб

OK!
Лети-лети, лепесток Лети-лети, лепесток

Май – отличное время для поездки в Лондон

Cosmopolitan
Вред обобщений: почему теория поколений не работает Вред обобщений: почему теория поколений не работает

На рынок труда успело выйти следующее поколение сотрудников

Forbes
«Душа компании и мама для всех». Каким человеком была Наталья Филева «Душа компании и мама для всех». Каким человеком была Наталья Филева

Как Наталья Филева боролась за интересы частного бизнеса

Forbes
Приверженцы каплевидных бутылок Приверженцы каплевидных бутылок

Что бы там ни говорили, а у нас с японцами общий идеологический стержень

4x4 Club
Человеческая комедия Человеческая комедия

GQ встретился с Сергеем Буруновым, который умеет смешить без видимых усилий

GQ
Обзор Asus VivoBook E203MA-FD825TS: легкий ноутбук для работы Обзор Asus VivoBook E203MA-FD825TS: легкий ноутбук для работы

Тестируем компактный и недорогой ноутбук от Asus

CHIP
Тяжелая артиллерия Тяжелая артиллерия

Начало 2019 года было горячим – звезды выясняли отношения друг с другом

StarHit
Дурное послевкусие: как нацпроекты повлияют на экономику России Дурное послевкусие: как нацпроекты повлияют на экономику России

Нацпроекты поддержат экономику, но нужно готовиться и к негативным эффектам

Forbes
Who is mister Bachurin Who is mister Bachurin

Илья Бачурин рассказал о романах с известными девушками и о своих дочерях

OK!
Больше никакого рок-н-ролла: как убивали «Американских богов» (разбор второго сезона «Американских богов») Больше никакого рок-н-ролла: как убивали «Американских богов» (разбор второго сезона «Американских богов»)

Ко второму сезону сериал превратился в одинокий пикет дома престарелых

Esquire
11 ложных представлений о любви, которые нам часто навязывают 11 ложных представлений о любви, которые нам часто навязывают

Давление конфликтной ситуации заставляет партнера показать истинный характер

Psychologies
Гонка длиною в 6 лет: что стоит за слиянием сетей «Красное & Белое», «Бристоль» и «Дикси» Гонка длиною в 6 лет: что стоит за слиянием сетей «Красное & Белое», «Бристоль» и «Дикси»

История одной из самых загадочных сделок в российском ретейле

Forbes
Что будет, если отказаться от сладкого на 3 месяца (если ты на это способен, конечно) Что будет, если отказаться от сладкого на 3 месяца (если ты на это способен, конечно)

Сахар — это «фу», и мы все это знаем

Playboy
Опасно ли сохранять пароли в браузере? Опасно ли сохранять пароли в браузере?

Сохранять пароли в браузере удобно. Но безопасно ли это делать?

CHIP
Райские кущи Райские кущи

Сорок лет назад Юбер де Живанши и Филипп Вене купили поместье Дю‑Жонше

AD
Приходит с возрастом Приходит с возрастом

Своими мыслями с Grazia делится Яна Кушнер

Grazia
Открыть в приложении