10 знаковых произведений для фортепиано за последние 300 лет
Фортепиано был изобретен приблизительно в 1700 году и по сей день остается одним из главных инструментов западной музыки. Игрой на фортепиано владели многие аристократы, в XX веке компактные пианино стали неотъемлемым атрибутом в квартирах представителей интеллигенции. Этот инструмент сформировал и мышление композиторов: многие из них сочиняли за фортепиано, а затем создавали версии произведений для оркестра или ансамблей. По мере развития клавишных инструментов пьесы становились все сложнее. Эксперименты продолжаются и сейчас, и фортепиано еще не раз нас удивит. Вместе с командой SOUND UP рассказываем о 10 важнейших фортепианных произведениях за последние 300 лет.
Познакомиться ближе с фортепианной музыкой можно будет на фестивале SOUND UP forte, который пройдет 14 июля в ДК "Рассвет". В программе — произведения в диапазоне от Шопена и Сильвестрова до минималистичного Стива Райха и крупнейшего композитора современности Леонида Десятникова.
Лодовико Джустини, Соната
У клавишных инструментов особый звуковой строй. Именно он стал основополагающим для европейской музыки. Звуки на всем диапазоне — от низких до высоких — повторяются, поэтому было решено разделить отрезок от одного повтора до другого на какое-то число. Двенадцать оказалось самым удобным. Вопреки расхожему мнению, в европейской музыке используется не семь нот, а как раз 12: семь расположены на белых клавишах фортепиано, а пять — на черных. Идеальной настройки удалось добиться не сразу. Инструменты долгое время звучали фальшиво, из-за чего композиторы избегали некоторых мелодических ходов.
Первые фортепианные произведения приписываются итальянцу Лодовико Джустини. Он родился в один год с Бахом и Генделем. В тот период фортепиано все еще был экспериментальным инструментом, в основном композиторы использовали другие клавишные: клавесины, клавикорды и их разновидности. Главное, что отличало фортепиано – при нажатии клавиш струны не защипывались, как на клавесинах, а по ним ударяли маленькие молоточки. Инструмент именно такой конструкции привлек Джустини, и он написал для него двенадцать сонат. Они и считаются первыми в истории сочинениями для фортепиано. Музыка Джустини изящна и проста, и эта простота ее абсолютно не портит.
Иоганн Себастьян Бах, Гольдберг — вариации
Иоганн Себастьян Бах предпочитал сочинять для клавикордов и считал их лучшим инструментом. Новые, только входившие в практику фортепиано ему не нравились, потому что тогда мастерам еще не удалось добиться идеального звучания. Многие сочинения композитора написаны для клавикордов, но сегодня их играют как на инструментах времен Баха, так и на современных роялях. Его музыка — совершенная по замыслу и форме — стала неотъемлемой частью репертуара современных пианистов.
После смерти Баха его сочинения игрались редко, и по достоинству его творчество оценили только в XIX веке. Большой интерес к знаменитым Гольдберг-вариациям — самому длинному произведению для клавира за всю эпоху барокко — и вовсе возник у пианистов только во второй половине XX века, когда был найден экземпляр нот с авторскими комментариями. Бах внес небольшие изменения и пояснения, и именно эта версия сочинения привлекла внимание многих исполнителей. В произведении уникальное смешение разных техник, жанров и стилей, музыковеды до сих пор находят в нем все новые смыслы и отсылки. По легенде, Гольдберг-вариации писались специально для дипломата, страдавшего сильными болями и бессонницей. Ночные исполнения сочинения помогали ему расслабиться и забыть о своих недугах.