Антиутопия общих мест
Татьяна Алешичева о «Дивном новом мире»

На новом потоковом сервисе Peacock вышла вольная экранизация антиутопии Олдоса Хаксли, не сумевшая сохранить ее иронию, но озаботившаяся одной из ее главных мыслей: человек имеет право быть несчастным.
Создатели нового сериала — голливудские сценаристы Брайан Тейлор и Дэвид Винер («Плоть и кости», «Возвращение ходячих мертвецов») и примкнувший к ним дерзкий шотландец Грант Моррисон, давно прописавшийся в Лос-Анджелесе. Моррисон, пожалуй, наиболее примечательная фигура в этой троице — один из самых уважаемых в мире авторов комиксов, которого наряду с Аланом Муром и Нилом Гейманом причисляют к «британскому вторжению» в индустрию. Моррисон долгие годы сочинял графические романы для DC Comics, его перу принадлежит легендарная «Лечебница Аркхэм» (1989). А серию «Невидимые» (1994–2000), с его собственных слов, Моррисон написал по рассказам инопланетян, которые похитили его во время поездки в Катманду,— из «Невидимых» братья Вачовски позаимствовали многие идеи «Матрицы». В прошлом году вышел русский перевод книги Моррисона «Супербоги» (2011), увлекательного экскурса в историю жанра комиксов с момента его зарождения до того времени, когда Моррисон сам в него влился. Ему мы обязаны и появлением оригинального сериала «Хэппи» (2017–2019) — неонуара про пьющего сыщика, которого сопровождает мультяшный голубой единорог. В общем, в том, что двери восприятия у Моррисона открыты нараспашку, сомневаться не приходится.





В то же время очевидно, что экранизировать смелую антиутопию Хаксли близко к тексту невозможно ни ему и никому другому — и вовсе не потому, что она якобы устарела. Для начала страшно трудно было бы совладать с ее иронией: у Хаксли все традиционные общественные скрепы вывернуты наизнанку самым беззастенчивым образом. Дети рождаются из пробирок и делятся на касты: руководящие заносчивые умники альфы, подчиненные глуповатые беты — и так далее, вплоть до убирающих за всеми мусор умственно отсталых эпсилонов. Эпсилоны вдобавок рождаются ущербными физически — они карлики. Семьи упразднены в угоду всеобщему промискуитету, поскольку еще «господь наш Фрейд раскрыл гибельные опасности семейной жизни»: душная психологическая близость в семье порождает «дикие, смрадные отношения между членами семейной группы», а также «извращения всех мастей, от садизма до целомудрия», что чревато помешательствами и самоубийствами. Так что в сексуальном плане все принадлежат всем, детишек приучают к сексу сызмальства, и они весело совокупляются