Секта для бездомных: Netflix выпустил сериал о бесчеловечном отношении к беженцам в Австралии, основанный на реальных событиях
На Netflix вышел сериал «Без гражданства» (Stateless), основанный на реальных событиях середины нулевых, — молодая австралийка сбегает из секты в лагерь для беженцев, где притворяется немкой. Эта история ненароком вскрывает нарывы во всей системе приема мигрантов — и заставляет эту систему измениться. Шоураннером проекта и исполнительницей роли главы секты стала Кейт Бланшетт.
Австралия — по разнообразным историческим причинам — тщательнее прочих и, возможно, слишком щепетильно оберегает собственный биогеоценоз. Ранее страна пережила колониальный период (весьма тяжело, хотя теперь она является одним из самых развитых в экономическом плане государств на планете), до сих пор безуспешно борется с инвазивными видами — так называют животных и растений, которые были завезены на континент из других мест и быстро захватили кормовую базу, притесняя и уничтожая аборигенов. До сих пор в страну нельзя заехать со своим котом или кошкой, если питомец не стерилизован — вдруг сбежит и генетически наследит. В свое время и белые колонисты оказались такими же убийцами местного населения: австралийских бушменов по приезде выселили в антисанитарные районы, заразили привозными вирусами, и эпидемии за полтора века убили 700 тысяч изначальных обитателей диких земель.
Животных-эндемиков сегодня пытаются оберегать, но, как ни печально, к эмигрантам вида Homo sapiens австралийское государство относится примерно так же. Все эти люди полностью теряют субъектность перед лицом бюрократической машины, остаются на долгие месяцы в полупыточной среде обитания. Во всяком случае, о происходящем там мы можем судить по сериалу Stateless («Без гражданства»), снятому австралийским телевидением и подобранному после премьеры первых серий на Берлинском кинофестивале онлайн-кинотеатром Netflix. Причем в правдоподобии показанных в сериале условий проживания тех, кто оказался задержан австралийскими властями (что называется, до выяснения обстоятельств) не приходится сомневаться: контур, забранный колючей проволокой, который здесь служит основным местом действия, активирует генетическую память о советских лагерях — и совсем не пионерских.
Хотя героев не заставляют работать (кроме тех персонажей, которые устроились в это зловещее место по собственной воле — душевного надзирателя, сыгранного Джаем Кортни, и его коллег), но сама по себе изоляция, как каждый из нас убедился в разной степени, действует на личность чрезвычайно разрушительно. Пусть сериал посвящен не этому и в основном иллюстрирует собой типичную остросоциальную мораль о том, что жизни всякие нужны, жизни всякие важны, все же в нем по сюжету обнаруживается человеческая натура в глубочайшем кризисе. И какая: подопытным гражданином без гражданства выступает некая Софи (Ивонн Страховски), девушка в высшей мере осознанная — так она о себе думает, во всяком случае.
Пассажирка она профессиональная: мы встречаем ее в униформе стюардессы международных авиалиний. Но еще раньше нам покажут Софи в пустыне, истерично убегающей откуда-то — сразу становится понятно, что в первую очередь она пытается убежать от себя. Впрочем, о том, что же приведет героиню в этот флешфорвард, мы узнаем не сразу: первое время Софи мастерски имитирует нормальность на семейном ужине. Затем выдает себя, когда приезжает в сомнительного вида мотивирующий лагерь-кружок, который быстро оказывается самой настоящей сектой. Коучами по красоте, обаянию и самотрансформации оказываются двое подозрительно элегантно одетых гуру — мотиватор с напористостью бизнес-тренера Гордон (Доминик Уэст) и его очень уж стильная коллега по имени Пэт (Кейт Бланшетт), имеющая тягу к постановке хореографии для танцевальных трупп, состоящих из