Как люди били друг друга испокон веков: краткая история насилия
В современном мире, как и в древности, люди продолжают выражать себя через кулаки, а не просто решать с их помощью конфликты. Древние «развлекательные» формы драк со временем превратились в виды спорта с четким регламентом; кроме того, огромное количество видов боев, известных истории, имеют гораздо больше общего с ритуалами, чем с банальным желанием выплеснуть адреналин. Платформа "Теории и практики" рассказывает, к каким видам драк веками прибегали люди, чтобы в большей или меньшей степени культурно выплеснуть свою агрессию.
Гладиаторские бои
Пожалуй, гладиаторский бой является одним из наиболее известных «окультуренных» видов драк. Слово «окультуренные» мы ставим в кавычки по двум причинам: во-первых, подразумевая, что и во времена гладиаторов люди продолжали драться на улицах, не поделив кусок хлеба. И, во-вторых, держа в уме, что хотя гладиаторские бои и имели определенные правила, структуру и даже своего рода философию, назвать их культурными в современном понимании этого слова все-таки сложно.
Изначальный смысл гладиаторских боев Древнего Рима уходит своими корнями в идею жертвоприношения. Первые бои устраивались не в рамках предоставления публике «хлеба и зрелищ», а носили традиционный, ритуальный характер — рабов заставляли кроваво биться насмерть на поминках влиятельных римлян. Кровь, пролитая в его честь, считалась своеобразным подарком духу почившего, который должен был помочь тому занять достойное место в мире мертвых.
Из области «домашних» побоищ в угоду погребальной традиции гладиаторские бои вышли в эпоху поздней Римской республики благодаря хитроумию одного из влиятельных римлян: стремясь занять должность консула, он решил использовать гладиаторские бои в своей предвыборной кампании. Битва, устроенная на потеху плебса, имела оглушительный успех: идею хитрого консула взяли на вооружение и другие римляне, замеченные в политической борьбе. Так продолжалось до тех пор, пока Цицерон не предложил ввести указ, запрещающий устраивать бои в рамках предвыборной кампании за два года до таковой: слишком уж весомый рычаг давления, доступный не каждому, что явно не вяжется с идеей демократии. Однако современным исследователям неизвестно, в какой мере выполнялся указ Цицерона.
Эпоха гладиаторских боев, известных нам по красочным историческим фильмам — в амфитеатрах, с доспехами (но не покрывающими торс: они сковывают движения и не дают лицезреть смертельные раны!), львами, короткими мечами-гладиусами и поднятием пальца вверх (или опусканием вниз), — началась при Цезаре, продолжилась при Августе и стала любимой забавой императоров, а также способом отметить важные события. Например, бои, устроенные в честь победы над даками в 107 году н. э., длились несколько месяцев — участие в них приняли около 10 000 гладиаторов.
Век же гладиатора, как правило, был короток, да и «зарплату» за участие в битвах он не получал: обходился возможностью проснуться на следующий день и иметь крышу над головой, которую обеспечивали ланисты. Последние были и организаторами боев, и хозяевами гладиаторских школ, и работорговцами. Их боялись, их презирали, их услугами не могли не пользоваться.
Сами гладиаторы, с одной стороны, тоже были презираемыми членами общества: как правило, гладиаторами становились рабы, преступники, должники (часто по собственной воле, чтобы искупить долги), провинившиеся воины и военнопленные. Выступление на арене приравнивалось к каторге. С другой стороны, непобедимые известные гладиаторы становились своего рода национальными героями — их изображали на фресках, ими хотели стать глупые молодые юноши, которые сбегали из дома в гладиаторские школы.