Черно-белые вари – самые элегантные лемуры

На восточном побережье Мадагаскара, в заливе Антунгила, недалеко от берега, притаился небольшой лесистый островок Нуси Мангабе. Это часть огромного национального парка Масоала, – самого большого заповедника острова, созданного в 1997 году. Он охватывает 2300 км2 тропического первичного дождевого леса и 100 км2 морского парка. На остров Нуси Мангабе нас, натуралистов, за какие-то полчаса отвез дряхлый катерок. В центре острова спрятаны несколько кемпингов, где мы и поселяемся. Сам островок небольшой, площадью всего 520 га, но это настоящий низменный дождевой лес, – смешанные джунгли, стоящие стеной, которые кишат дикой фауной.
Собственно, здесь я появился ради чудесных и редких созданий, – черно-белых взъерошенных лемуров1 (Varecia variegata), или просто лемуров вари. Это эндемичный, редкий, вымирающий вид, и несколько их групп были перемещены сюда с основного Острова. Несмотря на то, что они более широко обитают по всему Мадагаскару, чем их родичи, рыжие («красные») вари (Varecia rubra), у них гораздо меньшая численность, плотность населения, и мелкие группы живут изолированно. В целом у вида проблемы с размножением, и он находится под угрозой исчезновения.
1 Лемуры – души усопших предков, призраки в Древнем Риме. Лемурами назвали просимий, – полуобезьян, живущих в основном только на острове Мадагаскар.
В тропическом лесу
Устроившись в кемпе, хватаю оптику и углубляюсь в джунгли. Обычно в диком тропическом лесу просто так передвигаться невозможно, – он стоит неприступной стеной, поэтому нужно искать чьи-то тропы или пробираться по руслам ручьев и речек. Но здесь по всему островку проложены тропочки, а через ручьи еще и перекинуты мостики, что упрощает перемещение по тропическому лесу.
Вокруг меня прекрасные тропические джунгли и их обитатели: вот вижу, под веточкой притаился зеленый хамелеон, а за ним – плоскохвостый геккон. В ветвях порхают тропические птицы: красуется синяя расписная ванга, суетится дрозд-шама, а по ярким цветам порхают нектарницы. Весь лес наполнен звуками, трелями и пением. Слышу в стороне чьи-то вопли, иду в ту сторону и вскоре встречаю черно-белых вари: двое друзей кувыркаются в кронах. Увидев меня внизу, они прекращают свои кульбиты и, вмиг соединившись, внимательно меня рассматривают. Собственно, это главный элемент их исследовательского поведения, – настороженность при появлении незнакомцев. Если они видят в них угрозу, то следуют их дикие крики и побег по кронам вглубь леса. Здесь, в заповеднике, они в безопасности, но в Дикой Природе Острова аборигены нередко охотятся на них и убивают. Для них это – не редкостные лемуры вари, а просто «мясо»…
Черно-белые лемуры вари
Наши герои – элегантные черно-белые ребята с короткой и плотной шерстью, вытянутыми черными «собачьими » мордочками, вооруженными длинными вибриссами. Большие выпуклые (ночные) глаза – с цветной склерой, от бледно-желтого до оранжевого. На боках, спине, задних конечностях, шее и ушах, у них белоснежная опушка, что делает их образцом элегантности в этих лесах. А белое «жабо» вокруг шеи превращает их в настоящих грандов. На нижних конечностях у них не стопы (как у нас), а такие же черные «ручки», с пальчиками, как и на руках, что позволяет им иметь четыре руки и хватать все подряд. На каждом маленьком пальчике обязательно растут черные ноготки. У каждого вари есть длинный черный хвост, который помогает им в дальних прыжках, и уверенность, что именно они – самые чудные создания на свете!
Это самые крупные лемуры Острова, – длиною тела в метр и весом в 3–4 кг. Собственно, лемуры, – полуобезьяны, – это те же обезьяны, но оставшиеся где-то на ранних ступенях эволюции. Поэтому в древности настоящие приматы вытеснили их из дневной жизни, и они стали ночными жителями. Но на Мадагаскаре, будучи здесь в изоляции от других приматов уже 160 млн лет, они опять стали дневными, активны в светлое время суток (особенно – на рассвете и в сумерках) и ведут древесный образ жизни, проводя большую часть своего времени в высоких кронах тропических лесов. Но могут и проспать весь день, свернувшись калачиком в своем дупле.