Взрывная энергия: как молодежь в России ищет и находит справедливость
Студент Архангельского политехнического техникума привел в действие самодельное взрывное устройство на входе в здание ФСБ в Архангельске. Молодежный левый радикализм в нашей стране — это всерьез и надолго?
Помнится, в середине 90-х годов один из популярных тогда лидеров демократов рассказывал (тогда как раз шла президентская кампания), что сейчас у «красно-коричневых» — последний шанс. Потом их поколение уйдет, а на смену придут молодые ребята, готовые горой стоять за рынок, которые и оценят по заслугам дела реформаторов.
Действительно, все 90-е годы и последующее десятилетие молодежь отличалась почти полной политической пассивностью. Вся ее энергия уходила на активное освоение открывшихся возможностей. 22-летние ребята возглавляли банки, скупали заводы, организовывали как легальные компании, так и финансовые «пирамиды» и прочие аферы. Политикой они не интересовались, либо интересовались как средством вложения денег для защиты собственных коммерческих интересов. Например, бизнесмен Евгений Ищенко в двадцать три года стал депутатом по списку ЛДПР — на пару с своим деловым коллегой 27-летним Михаилом Кузнецовым. Разумеется, были и «идейные», но они представляли собой маргинальную тусовку вокруг Эдуарда Лимонова, всерьез никем не воспринимались и ни на что влиять не могли. Тогда многим казалось, что левые идеи навсегда потеряли в России последователей среди молодежи — с учетом ее недавней истории.
Однако это было слишком самонадеянным предположением. Россия — страна с глубочайшей социальной несправедливостью и экономическим расслоением, одним из высочайших в мире. По оценке Росстата, около 75% наемных работников в стране находятся у черты бедности. А по данным Credit Suisse, 10% населения владеет 90% богатств России. При этом ментально наша страна коллективистская.