Есть ли у «Победы» шанс на успех в суде с BCG
В редких случаях иски к консалтинговым компаниям доходят до суда. Обычно споры, связанные с качеством услуг, решаются вне судебных стен, потому что иначе угрожают репутации
Авиакомпания «Победа» решила судиться с российской «дочкой» американской Boston Consulting Group (BCG), которую в ноябре 2017 года наняла для разработки своей новой пятилетней бизнес-стратегии. Иск в Арбитражный суд Москвы подан 13 ноября. В нем «Победа» признает работу, проделанную консалтинговой компанией, «не несущей никакой ценности» и просит расторгнуть заключенный с ней договор на 58 млн рублей в судебном порядке. Каковы шансы лоукостера на победу в споре с компанией, входящей, наряду с McKinsey и Bain & Company, в «большую тройку» управленческого консалтинга?
Кейс очень не характерный для консалтингового бизнеса. Компании «большой тройки» и «большой четверки» аудиторов (Deloitte, PwC, EY и KPMG) обычно стремятся решать споры без суда в режиме абсолютной конфиденциальности, ведь каждый иск со стороны клиента, особенно связанный с качеством услуг, угрожает репутации компании.
Одним из последних громких споров с участием таких компаний стал суд по заявлению Федеральной корпорации страхования вкладов (FDIC) США к PwC. Накануне финансового кризиса 2008 года PwC несколько лет была аудитором Colonial Bank Group (материнская компания Colonial Bank) и не разглядела мошенничества с участием банка и одного из ведущих ипотечных андеррайтеров США — Taylor, Bean & Whitaker. Оказалось, что TBW в течение нескольких лет превышал кредит в банке для покрытия недостатка собственных средств. А взамен продавал Colonial Bank ипотечные облигации, уже проданные другим инвесторам. Аудиторы PwC не смогли выявить эти нарушения. В результате Colonial Bank обанкротился, а убытки FDIC составили $3 млрд. В июле 2018 года окружной суд США обязал PwC выплатить FDIC компенсацию в размере $625,5 млн.
30 марта 2018 года украинский Приватбанк подал иск к кипрской и украинской компаниям группы PwC. Приватбанк требует компенсацию ущерба в $3 млрд из-за некачественного аудита, проводимого консультантом в течение многих лет. Проверка финансовой отчетности традиционно не выявляла в банке мошеннических операций. Тем не менее, когда в декабре 2016 года Приватбанк перешел в собственность государства, дыра в его капитале превышала $5,5 млрд.