«Все в итоге уходят под защиту государства». Как женщины управляют московскими театрами
Поддержка государства, эффективный маркетинг и атмосфера на уровне сердца — три директора больших московских театров о том, как руководить творческим коллективом и при этом зарабатывать.
Театр — это сложно устроенный механизм, в котором художественная концепция и стратегия работают в тесной связке с финансово-административной составляющей. И если стратегию определяет художественный руководитель, который находится на виду и, как правило, является лицом театра, то об их директорах известно куда меньше. Мы поговорили с тремя женщинами, которые занимают разные руководящие посты в московских театрах — о зонах ответственности в управлении творческим коллективом, формировании цен на билеты и работе с аудиторией.
Ирина Золина, директор Электротеатра Станиславский
Без поддержки государства репертуарный театр не может быть самостоятельным бизнесом. Все случаи создания частных независимых репертуарных театров кончились тем, что все в итоге уходили под защиту государства.
У Электротеатра Станиславский три основных источника финансирования: Департамент культуры города Москвы, Фонд поддержки Электротеатра Станиславский и средства, которые мы зарабатываем с продажи билетов, программок и аренды.
Городская поддержка театра в соотношении к общему бюджету театра составляет примерно одну шестую часть. Есть гранты от Министерства культуры РФ и Департамента культуры города Москвы, но это небольшие для постановки спектакля суммы. На постановку молодого режиссера можно получить не более 850 тысяч рублей, при этом стоимость декораций обойдется не менее, чем в 600-800 тысяч. Поддержка существует, и ее несложно получить, но в выплату гонораров, костюмы и реквизит театр должен будет дополнительно вложить свои средства.
Оперная постановка обходится дороже драматической: минимальные затраты на выпуск небольшой оперы на Малой сцене с 3-4 солистами составляют не менее 3-5 миллионов рублей, а на постановку молодого режиссера на той же Малой сцене могут составить не более 1 млн. Для сравнения, на выпуск трилогии «Синяя птица», с непростым и объемным сценографическим решением, где участвует вся труппа театра, приглашенные музыканты и пластическая группа, театр потратил примерно 50 млн.
Глобальная проблема театров, которые существуют по 44-ому федеральному закону, — это отсутствие маневренности в оперативном управлении денежных средств. Особенно это чувствуется на выпуске спектакля, потому что мы должны чуть ли не за год до него утвердить все сметы и эскизы, чтобы пройти аукционы, тендеры и заключить договоры. Контроль государства за расходом денежных средств должен быть, но требуется внести изменения в действующее законодательство в отношении театров и других творческих организаций, иначе театр из творческой среды превращается в завод. По уставу у нас двуначалие – художественный руководитель отвечает за художественную концепцию и творческое развитие, а дирекция — за финансово-административное управление. У нас с Борисом Юханановым партнерские отношения, основанные на доверии во всех сферах.