Полина Барскова многие годы занимается литературой блокадного Ленинграда

ПолкаКультура

«Все они нам говорят: «Никогда снова»

Полина Барскова

Полина Барскова многие годы занимается литературой блокадного Ленинграда как филолог, прозаик и поэт. «Седьмая щёлочь», её новая книга, только что вышедшая в Издательстве Ивана Лимбаха, посвящена стихам и судьбам восьми блокадных авторов. Это и официально признанные советские поэты — Николай Тихонов и Ольга Берггольц, чей голос раздавался из каждого ленинградского радиоприёмника, и, например, Геннадий Гор, советский фантаст, чьи удивительные авангардистские блокадные стихи вообще не были рассчитаны на читателя и были напечатаны только в начале нулевых. Между двумя этими полюсами — ещё пять очень разных авторов. Художник Павел Зальцман, чьё литературное наследие, включая блокадные стихи и дневники, для широкого читателя — также открытие недавнего времени; литературовед Сергей Рудаков, тесно работавший с Мандельштамом в его воронежской ссылке, а в блокадном Ленинграде, где он оказался как посетитель, увидевший прежде всего возможность для искусства; Наталья Крандиевская, начинавшая как поэтесса ещё в Серебряном веке, а затем на долгие годы оставившая поэзию и снова вернувшаяся к ней в блокаду; переводчица Татьяна Гнедич; поэтесса Зинаида Шишова, чья поэма «Блокада» сперва транслировалась по радио, но затем оказалась под запретом как чрезмерно реалистическое описание катастрофы. Полина Барскова рассказала Варваре Бабицкой, как поэзия в блокадном Ленинграде становилась средством защиты, залогом душевного здоровья или наиболее точным отражением катастрофы, как избранная литературная стратегия влияла на качество текста и как блокадное письмо меняет наш взгляд на советский литературный канон.

Невозможность воспроизвести и понять чужой опыт — общее место в разговорах об истории, но применительно к блокаде Ленинграда эта максима приобретает вид запрета: разговоры о блокаде за пределами академических штудий, в общественном поле, нередко провоцируют скандал. Хотя подобного запрета не существует вокруг других экстремальных исторических ситуаций, например вокруг ГУЛАГа или лагерей смерти. Это наша государственная специфика или свойство блокадного опыта? Постижим ли он всё же в какой-то мере?

Ну для начала нужно всячески подчеркнуть: холокост в западном обществе вышел из слепой зоны и стал предметом производства знания, речи и искусства, но это не само собой произошло и не сразу. Это сделали огромными усилиями люди и институции с большой помощью государственных систем. У всех были на то свои причины, иногда крайне политически сложные. На это ушло много лет. И этот сложный процесс всё ещё идёт, появляется бесконечное количество книг, мучительных дискуссий и, например, фильмов. С кино особая история — у этого вида репрезентации больше шансов стать массовым, он закручивает в свою мясорубку гораздо больше умов, зрелых и незрелых. То, что холокост стал предметом разговора, — это контракт между обществом и всякими структурами, который постоянно переписывается. На территории бывшего Советского Союза это происходит гораздо сложнее, мучительнее, разговор между так называемым обществом и государством если и ведётся, то совершенно по другим законам и в других формах (взять, например, «Бессмертный полк»). И мы занимаемся историей памяти, если угодно, но в такой же степени мы занимаемся историей её отсутствия, историей молчания. В случае блокады мы имеем дело с мучительнейшей работой историков, которая, безусловно, ведётся, но также с неспособностью создать общий нарратив, который бы работал в публичной сфере. То, что готовы рассказывать историки вроде меня, очень смущает, скажем, людей, которые должны это популяризировать. И в этом я вижу одну из причин, по которой до сих пор нету, на самом деле, большого музея блокады: нет истории, которую можно было бы рассказать всем. Она ещё не достигнута, не написана, не рассказана. А когда нет истории, когда она заменяется молчанием, то это всё, как в Чернобыле, накрывается капюшоном сакрального. Как Хармс писал, уж лучше мы об этом не будем больше говорить. И в каком-то смысле мы об этом не говорим — мы не говорим об этом на площадях, мы по большому счёту не говорим об этом в учебных заведениях.

Здесь, в Соединённых Штатах, в каждой школе читают дневник Анны Франк. А в настоящий момент американской истории, к которому можно по-разному относиться, один из главных вопросов — это каким образом снова вводить в школы oбсуждение противоречий, связанных с расой. В школе у моей дочери Фроси читают сейчас поэтов Гарлемского ренессанса (Гарлемский ренессанс — общее название культурного всплеска в нью-йоркском Гарлеме 1920-х годов, где работали важнейшие афроамериканские художники, литераторы и музыканты своего времени, такие как Лэнгстон Хьюз, Зора Нил Хёрстон, Клод Маккей, Аарон Дуглас, Дюк Эллингтон, Луи Армстронг.), таких как Лэнгстон Хьюз (Джеймс Мерсер Лэнгстон Хьюз (1901–1967) — американский поэт, прозаик, драматург, один из лидеров Гарлемского ренессанса. Имя Хьюза ассоциируется с движением джазовой поэзии — поэзии, заимствующей у джаза ритмы и принцип импровизации. Хьюз начал публиковаться в 1921 году, был пропагандистом афроамериканской культуры, повлиял на многих американских и африканских писателей. Выражал левые взгляды (хотя отвергал симпатии к коммунизму), в 1932 году побывал в Советском Союзе. Лауреат многих литературных премий.): обсуждают, пишут сочинения. В каком-то смысле это то же самое, как если бы сейчас в каждой школе в Ленинграде стали бы читать Геннадия Гора и уж точно какой-нибудь «Февральский дневник» и «Твой путь» Ольги Берггольц или удивительную поэму Шишовой про отношения с сыном-подростком. Что, мне кажется, было бы очень естественной вещью для петербургских старшеклассников 16–17 лет — чтобы понимать, где они живут и как близко к ним всё произошедшее. Но чтобы вывести эту тему из зоны молчания, нужна огромная работа взрослых.

Одним из самых сильных впечатлений в моей жизни было посещение с американскими студентами, которым я преподавала блокадное краеведение, Пискарёвского кладбища в Петербурге. Там было идеально пусто. Я поняла, что произошло абсолютное отчуждение тех событий. Потому что когда мы возили Фросю в Берлин (забавно, что Фрося так мощно фигурирует в нашей беседе, но в каком-то смысле это ведь вопрос о том, как мы передаём память дальше), то меня совершенно поразил монумент погибшим евреям. Это площадь, она вся жужжит, вся передвигается, она часть ткани городской и городской жизни — как, мне кажется, и должно быть. А на Пискарёвском кладбище пусто, и всё во мне просто заныло — насколько это место оказалось пространственной метафорой. При этом больше всего на свете я страшусь ханжества; не то чтобы я не понимала, что всё это не самая приятная и располагающая тема на свете, но, прозанимавшись ей сколько-то лет, я убедилась, что она пусть и неприятная, но интересная, невероятно живая и располагает к беседе: в частности, потому, что эти люди с их испытаниями, описанные в моей книжке, — это люди совершенно неотразимые. Притом что они все очень сложные, и им запредельно сложно и страшно, и чем выше их человеческое качество, тем больше они говорят о страхе, об ошибках, о невозможности этого опыта — и всё-таки день за днём они этот опыт приобретают, они блокаду проживают и пишут. И мне кажется важным знакомиться с путями этих людей — если угодно, как мы узнали этой весной, всяческий радикальный опыт, он, чего уж там, пригождается.

Геннадий Гор

Эдгара По нелепая улыбка,
Сервантеса неловкая походка,
Ненужная, но золотая рыбка,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маячок манипулятора. Как распознать и побороть газлайтинг на рабочем месте Маячок манипулятора. Как распознать и побороть газлайтинг на рабочем месте

Газлайтеры на работе — чрезвычайно токсичные персонажи

Forbes
Какие бывают масла: гид по главному компоненту в кулинарии Какие бывают масла: гид по главному компоненту в кулинарии

Мифы о жирах и жирных кислотах

Популярная механика
Земля в иллюминаторе Земля в иллюминаторе

Рэпера L’One утомил полет на орбите Тимати и его Black Star

Tatler
Расстаться мирно: 20 лайфхаков для тех, кто разводится Расстаться мирно: 20 лайфхаков для тех, кто разводится

Расставание — нелегкое испытание для обоих супругов, особенно если есть дети

Psychologies
Переменная величина Переменная величина

Насколько важен для нас секс

Psychologies
Протестный стрит-арт: заколоченные витрины нью-йоркских магазинов превратились в импровизированную уличную галерею. Фотографии Протестный стрит-арт: заколоченные витрины нью-йоркских магазинов превратились в импровизированную уличную галерею. Фотографии

Художники и создали на улицах района Сохо настоящую стрит-арт-галерею

Esquire
«В каждом из нас живет сноб» «В каждом из нас живет сноб»

DJ Грув собрал всех своих друзей и устроил шумную вечеринку

OK!
Юлия Гиппенрейтер: «Личностями не рождаются» Юлия Гиппенрейтер: «Личностями не рождаются»

Что влияет на нас больше — качества врожденные или заложенные воспитанием?

Psychologies
Колибри запомнили порядковый номер цветков Колибри запомнили порядковый номер цветков

Охристые колибри умеют определять порядковый номер искусственных цветков

N+1
Великая стройка. Удастся ли Путину не упустить «исторический шанс» Великая стройка. Удастся ли Путину не упустить «исторический шанс»

Владимиру Путину выпал шанс — окончательно решить жилищный вопрос в России

СНОБ
«В тяжелые времена я локоть к локтю со своей командой». Карьерные советы главы OKKO «В тяжелые времена я локоть к локтю со своей командой». Карьерные советы главы OKKO

Яна Бардинцева о том, как достигнуть успеха в карьере

Forbes
Я подбираю котов и нахожу им дом Я подбираю котов и нахожу им дом

«Вот уже лет восемь я подбираю на улице котов и нахожу им дом»

Домашний Очаг
Пони тоже кони Пони тоже кони

Может ли «китаец» со 100‑кубовым моторчиком доставлять удовольствие от вождения?

Мото
Кристофер Нолан — о том, как важно иногда отключать телефон Кристофер Нолан — о том, как важно иногда отключать телефон

Кристофер Нолан рассказал о том, как он сохраняет порядок на съемочной площадке

Esquire
Секс-бомба с дислексией и жена миллиардера: неожиданные факты о Сальме Хайек Секс-бомба с дислексией и жена миллиардера: неожиданные факты о Сальме Хайек

Сальма Хайек — из тех актрис, которые упорно работают над карьерой

Cosmopolitan
Фаркоп, обвес, багажник: водителей в 2021 году ждет важное изменение Фаркоп, обвес, багажник: водителей в 2021 году ждет важное изменение

Изменения в правила тюнинга перенесли на год

РБК
Coca-Cola vs Pepsi: 10 фактов о столетнем противостоянии брендов Coca-Cola vs Pepsi: 10 фактов о столетнем противостоянии брендов

Столетняя война брендов - это не противостояние вкусов, а чистейший маркетинг

Популярная механика
Хабаровчане приготовились долго разочаровываться Хабаровчане приготовились долго разочаровываться

В чем проявился хабаровский менталитет после ареста Сергея Фургала

Эксперт
Легко заводятся: несколько аргументов в пользу того, почему стоит заводить больше детей, чем планируешь Легко заводятся: несколько аргументов в пользу того, почему стоит заводить больше детей, чем планируешь

Почему стоит заводить больше детей, чем планируешь?

Esquire
Дух сыра Дух сыра

Деликатес, который всегда с тобой

Огонёк
Свинка в сентябре Свинка в сентябре

Евгений Бабушкин стал апостолом Esquire в номинации «Литература» в 2019-м

Esquire
Психологическое насилие: спасать отношения или себя? Психологическое насилие: спасать отношения или себя?

Абьюз: кто виноват и что делать

Psychologies
Нас ждет прорыв в лечении генетических заболеваний Нас ждет прорыв в лечении генетических заболеваний

Компания Tessera Therapeutics разрабатывает новый способ редактирование генома

GQ
Автомобили и водители, которых боятся страховые. Секретный отчет Автомобили и водители, которых боятся страховые. Секретный отчет

Почему каршеринг чаще всего попадает в аварии и при чем здесь хип-хоп

РБК
Играют все! Играют все!

Время устроить семейный турнир по настольным играм. Выбирай на свой вкус

Лиза
Мыши без ума от сыра и еще 25 ошибок массового поражения Мыши без ума от сыра и еще 25 ошибок массового поражения

Благодаря нам ты разуверишься даже в самых незыблемых истинах!

Maxim
Как правдоподобно симулировать любые эмоции Как правдоподобно симулировать любые эмоции

Чтобы ложь не вызывала угрызений совести, притворись, что вранье — это искусство

Maxim
«Я вышла из зоны комфорта и очень собой горжусь» «Я вышла из зоны комфорта и очень собой горжусь»

Анна Плетнёва о красоте, гармонии с собой и новом альбоме

OK!
Вертикальные фермы повысят урожайность пшеницы в 600 раз Вертикальные фермы повысят урожайность пшеницы в 600 раз

Вертикальные фермы — спасение для регионов, которые плохо подходят для пшеницы

N+1
Секс и наука: все главные факты об удовольствии Секс и наука: все главные факты об удовольствии

5 фактов о сексе, которые с научной точки зрения объясняют, почему он так хорош

Популярная механика
Открыть в приложении