«Вольная вода. Истории борьбы за свободу на Дону»
Издавна Донская земля была фронтиром, куда люди уходили от государственного произвола, долгов, тяжких преступлений и суда. Дон перестал быть пограничьем в петровскую эпоху, однако местное свободолюбивое население с трудом примирялось с новыми порядками. В книге кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной истории ЮФУ Амирана Урушадзе «Вольная вода. Истории борьбы за свободу на Дону» (издательство «НЛО») рассказывается о некоторых эпизодах борьбы за свободу, героями которой становились казаки, крестьяне и ростовские рабочие. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с фрагментом, посвященным донским военным поселениям, учреждению комитета, призванного разработать систему землепользования и устранить неразбериху на Дону, и крестьянским мятежам.
Военные поселения и донские казаки
«Из малых, государственным казначейством получаемых, доходов Россия издерживает ежегодно половину на содержание сухопутных и морских сил, окроме иждиваемых народом на оные нарядами подвод, отоплением, освещением и прокормлением» — так о расходах на содержание почти миллионной российской армии в первой половине XIX столетия писал самый известный системный либерал того времени граф Николай Мордвинов. Проблема содержания огромной армии в мирное время являлась одной из наиболее обсуждаемых в правительстве Александра I. Императору показалось, что выходом станут военные поселения — своеобразный гибрид казармы и колхоза. Армейские части, расположенные в военных поселениях, существовали в автономном режиме: самостоятельно производили все необходимое для жизни и поддерживали боеспособность. Таким образом, Александр I рассчитывал со временем полностью избавиться от рекрутских наборов, в результате которых значительная часть мужского населения отрывалась от производительного труда. По данным историка Валентина Корнилова, из 4 миллионов естественного прироста мужского населения в царствование Александра I рекрутами стали 2 миллиона человек. Армия пухла — страна хирела.
Донские казаки в глазах царя были блестящим образцом таких военных поселений — земледельческо-промысловая община мирного времени, которая в самый короткий срок трансформировалась многочисленную военную силу. В октябре 1816 года императорский генерал-адъютант и герой Отечественной войны 1812 года Александр Чернышев составил обозрение пограничных военных поселений Австрийской империи, которые прикрывали протяженную границу с Османской империей. Казачьи войска Российской империи также располагались на неспокойной южной окраине и должны были служить надежным, а главное — необременительным кордоном безопасности. Не случайно в это время появляются проекты создания большого казачьего войска на пространстве между Черным и Каспийским морями. «Пространство сие для составления Кавказского казачьего войска, населить переселенцами из внутренних малоземельных губерний, равно и солдатами, потерявшими здоровье и способность к строевой службе, и здоровыми, но престарелыми до 45 лет, которые с присоединенными казачьими