Царь Эдип
«Комплекс Наполеона» и Эдипов комплекс – совершенно разные вещи. Но художник Жан-Леон Жером увидел в знаменитом полководце и мифическом герое много общего
Картину, изображающую Наполеона Бонапарта перед Большим Сфинксом в Гизе, Жан-Леон Жером выставил на парижском Салоне под вторым названием – «Эдип». Два направления творчества художника – сюжеты Древнего мира, за которые его школу прозвали неогреческой, и увлечение более близкой ему по времени восточной экзотикой – сошлись на этом полотне в одной точке.
Действие на картине происходит в 1798 году, в начале Египетского похода Наполеона, незадолго до Битвы у пирамид. Перед этим сражением Бонапарт скажет, обращаясь к армии: «Солдаты! Сорок веков смотрят на вас сегодня с высоты этих пирамид», – а пока осмысливает связь времен наедине с собой и с самой древней монументальной скульптурой в мире.
Египетская экспедиция, затеянная с целью завоевать для Франции колонии в Восточном Средиземноморье, стала второй масштабной военной кампанией Бонапарта. Французская армия брала города в Египте и Сирии, но в итоге не смогла закрепиться на захваченных территориях. Однако если политические цели достигнуты не были, то для наук и искусств Египетский поход стал важнейшим прорывом. В Египетском походе нашли Розеттский камень, на основе надписей с которого позже расшифровали древнеегипетскую письменность. В искусстве эта кампания Наполеона вызвала настоящую эпидемию увлечения Ближним Востоком, не утихавшую все последующее столетие. Художник-ориенталист Жан-Леон Жером не единожды объездил весь регион, от Константинополя до Каира и Иерусалима.
На картине «Бонапарт перед Сфинксом» Жером добавляет встрече незапамятной древности с относительно недавней историей (с Наполеоном художник разминулся на земном шаре всего на три года) третье «измерение», мифологическое. Бонапарт в начале Египетского похода, молодой перспективный полководец, которому нет еще и тридцати, находится в той же точке пути героя, что и мифический царевич Эдип на пути в Фивы: встречает вымышленное чудовище – Сфинкса, человекольва. Из 1880-х Жану-Леону Жерому отчетливо видно, что в момент, изображенный на картине, его задумчивый герой в шаге от эффектной победы и в двух – от взлета к вершинам власти, за которым неизбежно последуют падение