Войны с лейблами и возвращение винила: главные музыкальные итоги 2021 года
Борьба музыкантов с лейблами и стриминговыми сервисами за музыку и деньги, NFT и TikTok, возвращение рока и выход из кризиса российского рэпа — специально для Forbes Life о взлетах и падениях музыкальной индустрии в 2021 году рассказывает музыкальный журналист Артем Макарский
Утрата доверия к лейблам
«К сожалению, эта ситуация мне неподконтрольна» — так в ноябре этого года Киран Хебден, более известный как Four Tet, отреагировал на удаление трех своих ранних альбомов со стриминг-сервисов. В августе музыкант объявил, что намерен судиться со своим лейблом Domino: за альбомы, вышедшие с 2001 по 2005 год, он получал всего 18% авторских отчислений. Столь низкая сумма была связана с тем, что контракт на эти композиции был подписан, когда о появлении стримингов никто не задумывался — но с новой моделью распространения отчисления остались прежними. Первый суд между музыкантом и независимым лейблом состоится в январе следующего года — но не исключено, что тяжба затянется надолго и альбомы не скоро вернутся к слушателям.
Хебден в этом году был не единственным, у кого были проблемы с Domino, — исполнительница Кэти Стельманис опубликовала в своем Twitter небольшую статистику. Несмотря на то что альбом HiRUDiN ее группы Austra на одном только Spotify послушали 4 млн человек, при не самом большом коэффициенте авторских отчислений она заработала вовсе не $2500, а ноль — и все из-за долга лейблу.
Эти две истории — лишь часть большого разговора о том, как сейчас работают рекорд-лейблы, как независимые, так и мейджоры. Громче остальных о несправедливом отношении мейджор-лейбла к себе говорит Чарли XCX, которая в следующем году выпустит последний альбом на большом лейбле Atlantic. В апреле этого года она рассказала, что ушла с совещания, когда ее попросили быть более «настоящей» (по мнению представителей лейбла, для этого ей нужно чаще позировать с собаками в соцсетях). Свой грядущий альбом Crash певица называет «исследованием о том, что значит быть поп-звездой», попутно отмечая в TikTok, что два ее вышедших ранее микстейпа вполне могли бы называться альбомами, а значит, контракт с лейблом мог закончиться куда раньше, но главы студии решили иначе. В отместку известная своими экспериментами Чарли планирует записать самый стандартный поп-альбом — и таким образом попрощаться с лейблом.
Другая поп-исполнительница, Raye, обвинила свой лейбл Polydor в том, что он попросту не хочет выпускать ее новую музыку. Кроме Чарли, ее поддержала R&B-исполнительница Тинаше, чей бывший лейбл RCA также задерживал выход ее альбома Joyride.
Стриминги: борьба за отчисления
Британия — основной очаг споров о том, насколько на самом деле приносят доход музыкантам стриминг-сервисы. Разговор об этом начался еще в прошлом году — Том Грей, участник группы Gomez, запустил кампанию Broken Record. Ее цель — добиться на законодательном уровне пересмотра закона о копирайте 1988 года, который по понятным причинам уже не работает во благо музыкантов, рассматривая радио как основной источник их дохода. Broken Record поддерживают Пол Маккартни, Том Джонс, Кейт Буш, Энни Леннокс, Крис Мартин из Coldplay и многие другие музыканты. А одной из главных исполнительниц, пострадавших от контрактов, составленных и подписанных задолго до появления стримингов, называют Веру Линн, одну из самых популярных британских певиц всех времен, — несмотря на новую волну популярности в конце нулевых и десятых, она не получила ни копейки отчислений.
Выходит, что во всем виноваты лейблы, которые не стали переделывать контракты с приходом нового времени? И да, и нет: инициативная группа Broken Record также обращает внимание на низкие выплаты самих стриминг-сервисов, в первую очередь Spotify. Возможное изменение в британском законодательстве может стать прецедентом для перемен в других странах, но и сейчас музыканты и активисты по всему миру не сидят сложа руки — кампания Justice at Spotify требует от сервиса платить пенни за стрим одной песни, в том числе через акции протеста у штаб-квартир Spotify по всему миру. Хотя основной конкурент Spotify, Apple Music, быстро отреагировал и заявил, что он как раз платит требуемую сумму, прошлогодний сравнительный анализ стримингов показал, что оплата музыкантам зависит от страны, лейблов и многих других условий — и вне зависимости от платформы все равно считается низкой. Довольно иронично, что одна из самых высоких ставок по отчислениям музыкантам — у сервиса Napster, ранее печально известного за нелегальное распространение музыки.