Виды на будущее
Журналист и телеведущий Владимир Раевский разглядывает открытки из прошлого с видом на будущее
Москва гудела, полыхала и норовила взорваться. В 11 часов 50 минут 7 декабря 1905 года к воротам фабрики Эйнема на Берсеневской набережной подошла с красным флагом группа революционных рабочих с механического завода Листа. Листовцы уже давно бастовали и даже тайком изготавливали в мастерских оружие. Своих товарищей они призвали прекратить работу и присоединиться к всеобщей политической забастовке.
Но директор фабрики Оскар Гейс, не дожидаясь реакции, сам призвал своих кондитеров закончить рабочий день пораньше: «Кончайте работу, а то машины могут поломать». Забастовка была предотвращена, да эйнемовские кондитеры и сами не горели желанием революционировать. Условия труда на фабрике были настолько комфортными, что многие из бастовавших в те дни московских рабочих требовали не свержения самодержавия, а просто хотя бы «чтоб было как у Эйнема».
Теодор Эйнем, основавший фабрику, которая впоследствии получит имя «Красный Октябрь», не оставил наследников, но его имя все еще находили на каждой конфете, выпущенной на фабрике через реку от Кремля. Бизнес, построенный Эйнемом, и после его смерти оставался образцовым во всех отношениях — коммерческом, социальном, эстетическом. Этнические немцы Эйнем и Гейс планировали в России жить долго.
Результатом их чаяний (да и футурологической моды тех лет) стал набор открыток «Москва через 200 лет», которые увидели свет в 1914 году — за несколько месяцев до того, как мир вначале вздрогнул, а потом перевернулся вверх тормашками.