«Вести бизнес в России — самоубийство». Как громкие уголовные дела повлияли на настроения предпринимателей
Уголовные дела и аресты известных бизнесменов изрядно напугали российских предпринимателей, выяснили социологи.
Центр социального проектирования «Платформа» и ВЦИОМ провели исследование, где попытались оценить актуальные настроения бизнеса и то, как он видит состояние инвестиционного климата в России. Результаты исследования, представленные в среду 11 июля, оказались неутешительными.
71% предпринимателей, опрошенных ВЦИОМ, заявили, что считают условия ведения бизнеса в России неблагоприятными. 59% сообщили, что эти условия за последний год ухудшились, а 51% сказали, что верят, что в будущем условия ведения бизнеса только ухудшатся.
В ходе исследования ВЦИОМ провел формализованные интервью среди 500 предпринимателей, представляющих малый, средний и крупный бизнес в 76 регионах страны. После чего, анализируя данные опроса ВЦИОМа, социологи «Платформы» организовали 30 глубинных интервью с предпринимателями и российскими и иностранными инвесторами, чтобы выявить причины такого пессимизма.
«Это страх, постоянный страх»
Бизнесмены достаточно негативно описали суть российского предпринимательства. На просьбу социологов закончить фразу «вести в России бизнес – это…» многие из них отвечали, что это «трудно», «тяжело», что это равно «самоубийству» и «лотерее», что это «утопия» и тоже самое, что «быть на войне».
Как рассказывает руководитель направления социологических исследований ЦСП Мария Макушева, лейтмотивом интервью с предпринимателями стали темы стоицизма и легкого мазохизма. По ее словам, во время интервью предприниматели постоянно говорили о нарастающем чувстве тревоги и неопределенности, основной причиной которых стали события последних месяцев, а именно – случаи уголовного преследования бизнесменов и резонансные общественно-политические события.