Величайший арт-директор Esquire Джордж Лоис: от big idea к большому стилю
Мы часто со вниманием относимся к художникам, которые, добившись признания в арт-мире, обретают популярность и в массовой культуре — сотрудничая с брендами, появляясь на обложках глянцев, создавая рекламные кампании для модных марок. Джордж Лоис, арт-директор американского Esquire c 1962 по 1972 год, шел по обратному пути: из рекламы, для которой он стал одним из отцов-основателей, в арт-мир, который дал ему музейное признание. В 2008 году тридцать одна обложка Esquire авторства Лоиса вошла в постоянную коллекцию Музея современного искусства MoMA, что было отмечено выставкой. Всего за годы своей работы в издании Джордж Лоис создал девяносто две обложки, включая одну невышедшую. Cамые знаменитые обложки Лоиса и его влияние на мировую массовую и художественную культуру изучала Анастасия Ландер.
Джордж Лоис родился в 1931 году в семье греческих эмигрантов и воплотил собой американскую мечту в самых ярких ее проявлениях. Он провел детство в Бронксе, где с пяти лет работал у отца в цветочном магазине, а в свободное время перерисовывал газетные заголовки в 3D. Когда Лоису было 12, школьная учительница рисования вручила мальчику папку с его собственными работами, которые она собирала в течение нескольких лет, и отправила на собеседование в знаменитую художественную школу Music & Art. Так Лоис стал учиться у последователей Баухауса, всегда, впрочем, уделяя особенное внимание текстовой составляющей своих работ. По собственному признанию Лоиса в интервью журналу Eye, его всегда тянуло к графическому дизайну, он обожал Пола Рэнда и после школы поступил в Институт Пратта — один из ведущих американских вузов в области искусства, архитектуры и дизайна. На втором курсе Лоису преподавал художник Гершель Левит — тоже звезда графического дизайна и арт-дирекшена. Он познакомил Лоиса с легендарной Ребой Сочис, ученицей Алексея Бродовича. Сочис возглавляла дизайн-бюро Beacon Studio и была одной из немногих женщин на позиции арт-директора в США в 1950-е. Она наняла девятнадцатилетнего Джорджа Лоиса на должность младшего дизайнера и дала старт его выдающейся карьере.
Говорить об американском рекламном мире 1960-х — колоссальное удовольствие. Рынок полон ослепительных талантов, самопровозглашенные Mad men (сотрудники ключевых рекламных агентств, расположенных на Мэдисон-авеню) — практически рок-звезды, чьими усилиями пишутся каноны визуальной и вербальной коммуникации. В мире вокруг люди покоряют космос, США и СССР бряцают оружием холодной войны, строится Берлинская стена, американцы воюют во Вьетнаме, Лондон свингует полным ходом, а в Далласе звучит смертельный выстрел в Роберта Кеннеди. На этом турбулентном фоне формируются политические взгляды Джорджа Лоиса, оттачиваются его гражданская и художественная смелость. Благодаря этим качествам в траурном июне 1964 года он поставит на обложку Esquire фотографию-обманку убитого президента, с которой чья-то живая рука словно стирает слезу, а внизу набран петитом малоприметный заголовок «Кеннеди без слез». Тема номера, проиллюстрированная хлесткой обложкой, была посвящена аналитике правления Кеннеди.