Возможно, время ангажированности прошло?

Школа MastersКультура

В защиту объективности критики: Колонка Алексея Гусева

Заглавная иллюстрация: Ян Вермеер. Женщина, держащая весы (фрагмент; 1662-1663). Национальная галерея искусства, Вашингтон © National Gallery of Art

Вести полемику с коллегами в публичном поле доводится нечасто. Принято считать, что для этого есть редакционные курилки, фестивальные вечеринки, чаепития на кафедре, — частная переписка, наконец. Бывают еще, конечно, обсуждения в соцсетях, ох как бывают, но там обычно завязывается перепалка, а не полемика, от которой только и радости, что лишний расход капотена. В основном же на рецензию отвечаешь другой рецензией, на статью — другой статьей. Вплетая свой голос в какофонию, именуемую рецепцией, и становясь очередным номером в обширной библиографии неведомого усердного аспиранта. Пусть он выявляет полемику, раз такой усердный.

Но то — о рецензиях и статьях. На манифесты, сколь ни редки они по нынешним вязким временам, отвечать принято в открытую и прилюдно. Это жанр не кулуарный — площадной, здесь правит императив, и окромя другого императива, приема против него не сыщешь. Что ж, быть по сему.

В конце апреля на культовом сайте «kimkibabaduk» Мария Кувшинова опубликовала текст под названием «Настало время ангажированной критики (потому что другой не бывает)».

Если разбить авторскую аргументацию заглавного месседжа на пункты, то, если коротко, они таковы (с учетом, увы, неизбежного при пересказе упрощения и огрубления):

1. Аполитичность критики, почитаемая современным российским профессиональным сообществом как добродетель, является наследием 90-х, когда она, в рамках тогдашней постмодернистской стратегии, оказалась естественной реакцией на беспросветную идеологизированность советской публицистики. Ныне же эпоха сменилась, и дух у нее иной, а потому добродетель выродилась в порок.

2. Претензия на объективность, во имя которой критики отказываются от ангажированности, ставит своей целью «транслировать свою позицию как дефолтную», т. е. считает свободу от идеологии ключом к универсальности высказывания. Однако в современном мире, в принципе отказавшемся от понятия «дефолтной позиции», эта претензия несостоятельна.

3. Отказ от ангажированности все равно невозможен: «человек всегда чем-то ангажирован». Значит, надо перестать делать вид, что от нее якобы свободен, осознать ее «как политическую платформу» и таким образом «идентифицировать себя […] как актора в сложно устроенном мире, состоящем из миллионов других акторов». Это будет честно. Позиция же «неангажированной критики» есть лицемерие («комедия объективности»), поддерживающее существование системы привилегий.

Все три пункта вызывают, скажем так, сомнения.

Менее всего — первый. Да, действительно, отказ от идеологической критики возник на постсоветской территории в 90-е годы как реакция на советский официоз. Значит ли это, что причины этого отказа оказались исчерпаны вместе с эпохой, ибо были неразрывно с ней связаны? Та эпоха востребовала такой тип критики, а не породила его. Горячность (и порой гротескность), с которой авторы, «дорвавшиеся» до свободы от догм и доктрин, этой свободой воспользовались, — разумеется, веяние времени, а потому есть, в тех своих формах, явление специфичное и преходящее. Но само по себе представление о том, что критика не может, не имеет права транслировать идеологические убеждения автора, — много, много старше, и бытовало в самые разные времена с самым разным «духом». Это, конечно, еще не гарантия его истинности. Просто историческая «привязка» к 90-м тут ни при чем. Когда смогли, тогда и осуществили. Если, просто для примера, свобода критики от идеологической ангажированности есть лишь профессиональная норма, от которой отечественные авторы долгое время были насильно отлучены, — то с чего бы от нее отказываться по прошествии времени и смене времен? Если, скажем, человек весной был простужен, а потом выздоровел и все лето провел в омерзительно здоровом состоянии, — так ли уж ему необходимо осенью опять изо всех сил напрашиваться на насморк, ибо, чай, не лето и дожди обязывают? Может, все же необязательно настолько всем своим существом подстраиваться под погодные условия? И считать здоровье лишь одним из равноправных состояний в сложно устроенной жизни?..

Это все, конечно, еще не возражения. Это, как и было сказано, лишь сомнение: в том, что данный исторический аргумент является аргументом. А вот в остальных двух пунктах сомневаться не приходится.

Тут возражения неизбежны. Хотя и очень разные.

Второй пункт кажется ошибочным не по цели, а по изложению. Объективность, во имя которой критик отказывается от ангажированности, — не претензия на универсальность и дефолтность. Наоборот. Такой претензией обладает лозунг, идея, концепция, — то есть нечто антропогенное и умышленное. Когда та же Мария Кувшинова несколько месяцев назад рассказала о своей беседе с некоей европейской коллегой, которая удивилась тому, что российская кинокритика не затрагивает проблематику феминизма («

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

8 тайных фантазий девушек, о которых они почти никогда не рассказывают 8 тайных фантазий девушек, о которых они почти никогда не рассказывают

Да — есть вещи, которые девушки... обычно не предлагают

Playboy
Скоро зима Скоро зима

Кто такой экокоуч и почему он всем нужен?

Собака.ru
Глава из книги Николя Матье «И дети их после них» Глава из книги Николя Матье «И дети их после них»

В центре сюжета — Антони, Хасин и Стеф, чье детство пришлось на сложные времена

СНОБ
«А затем вдруг меня что-то схватило»: отрывок из нового триллера Ю Несбё «А затем вдруг меня что-то схватило»: отрывок из нового триллера Ю Несбё

Отрывок из нового романа Ю Несбё — «Королевство»

Forbes
Мягко говоря Мягко говоря

Безгендерная коллаборация Moncler с ирландцем Джонатаном Андерсоном

Vogue
На светлой стороне На светлой стороне

Какими лампами и светильниками оборудовать рабочее место, чтобы сберечь зрение

Лиза
«Сердце из стекла» — автобиография легендарной солистки группы Blondie Дебби Харри. Публикуем ее фрагмент «Сердце из стекла» — автобиография легендарной солистки группы Blondie Дебби Харри. Публикуем ее фрагмент

Отрывок из автобиографии Дебби Харри, в котором она узнает о смерти Уорхола

Esquire
«Ранние работы». Эссе основателя Y Combinator Пола Грэма о страхе нового, оптимизме Кремниевой долины и культуре риска «Ранние работы». Эссе основателя Y Combinator Пола Грэма о страхе нового, оптимизме Кремниевой долины и культуре риска

Что мешает нам делать работу на «отлично»?

Inc.
Понять риски: как изменились диагностика и лечение рака груди Понять риски: как изменились диагностика и лечение рака груди

Как и когда проходить обследования, чтобы не пропустить рак груди?

Forbes
Берег Слоновой Кости скоро останется без слонов Берег Слоновой Кости скоро останется без слонов

Без решительных мер по защите природы Кот-д’Ивуар лишится лесных слонов

N+1
Шпаргалка влюбленных: 50 вопросов для первого свидания Шпаргалка влюбленных: 50 вопросов для первого свидания

Эти вопросы помогут вам почувствовать себя увереннее и лучше узнать собеседника

Psychologies
Татьяна Волосожар: «Мотивировать ребенка — задача тренера, а не родителя» Татьяна Волосожар: «Мотивировать ребенка — задача тренера, а не родителя»

Как привить детям любовь к спорту? Отвечает олимпийская чемпионка

Psychologies
Мэвл. Всё по-простому Мэвл. Всё по-простому

Мэвл рассказал, как не стал бизнесменом и почему мама рыдает над его песнями

ЖАРА Magazine
Выйти из тени: почему начинающие предприниматели выбирают режим самозанятости Выйти из тени: почему начинающие предприниматели выбирают режим самозанятости

Преимущества режима самозанятых перед ИП

Inc.
100 самых честных правил мужского гардероба! Часть 2: костюм, брюки, джинсы 100 самых честных правил мужского гардероба! Часть 2: костюм, брюки, джинсы

Бескомпромиссные советы по стилю

Maxim
7 внезапно хороших фильмов позднего Николаса Кейджа (в порядке нарастания хорошести) 7 внезапно хороших фильмов позднего Николаса Кейджа (в порядке нарастания хорошести)

Если покопаться в фильмографии Николаса Кейджа, можно найти непризнанные перлы!

Maxim
Белое золото пустыни Белое золото пустыни

Места добычи лития — главного элемента аккумуляторов — поражает белая смерть

GQ
Зачем в России учиться ходить под парусом Зачем в России учиться ходить под парусом

Яхтинг – отличный спорт и нагрузка для мозга одновременно

GQ
Место рождения Место рождения

Узнаем о корнях журнала и посещаем офис Hubert Burda Media

Лиза
«Иммунитет. Наука о том, как быть здоровым» «Иммунитет. Наука о том, как быть здоровым»

Отрывок из книги Дженны Маччиоки об иммунной системе

N+1
Любимые автомобили Снуп Догга Любимые автомобили Снуп Догга

Лоурайдеры, школьный автобус и трехколесный Бэтмобиль

GQ
«Располагайтесь поудобнее»: как быстро вернуть себе уверенность «Располагайтесь поудобнее»: как быстро вернуть себе уверенность

Часто ли вы извиняетесь за то, что кого-то отвлекли, заняли чье-то время?

Psychologies
Больно, незаразно, не лечится и еще 9 фактов о буллезном эпидермолизе Больно, незаразно, не лечится и еще 9 фактов о буллезном эпидермолизе

Полный ликбез о буллезном эпидермолизе, или синдроме бабочки

РБК
Климакс-контроль Климакс-контроль

Как отлично себя чувствовать и прекрасно выглядеть при менопаузе

Лиза
Комедия поколений Комедия поколений

Фильм «Хандра» — высказывание о новом поколении и мире кинематографа

Огонёк
Как справляться с эмоциями, когда хочется накричать Как справляться с эмоциями, когда хочется накричать

Одно из самых сложных испытаний родительства – научиться управлять гневом

Домашний Очаг
Речной дворец Речной дворец

Северный речной вокзал открылся после масштабной реставрации

AD
Из чего состоит «новая» грудь»: все, что ты хотела знать об имплантах Из чего состоит «новая» грудь»: все, что ты хотела знать об имплантах

Какие импланты ставят пластические хирурги и как оценить их качество

Cosmopolitan
Интерфейс под алгоритмы: почему рекомендации TikTok такие затягивающие Интерфейс под алгоритмы: почему рекомендации TikTok такие затягивающие

Как алгоритмы TikTok удерживают более 800 млн пользователей

VC.RU
«Оглашать не будем» «Оглашать не будем»

Об опознании тела Гитлера и расследовании обстоятельств его смерти

Дилетант
Открыть в приложении