Утечка хауса: почему российская электронная музыка за границей популярнее, чем на родине
Российские музыканты-электронщики все чаще едут работать за рубеж, где проводят большую часть жизни. Forbes Life собрал истории шести артистов, которые в других странах смогли стать популярными, а на родине о них даже слышали.
Filatov & Karas
кто: музыкальный дуэт из Москвы
участники: Дмитрий Филатов и Алексей Осокин
направление: электронная танцевальная музыка: от техно-поп до дип-хауса
Дмитрий Филатов: «Наша история началась с ремиксов на песни француженки Imany. Ее популярность тоже пришла после этих работ, раньше у певицы не было больших мировых хитов. В 2015 году наша обработка Don't Be So Shy заняла первые строчки в чартах в 28 странах мира, в том числе и в России.
Нас больше знают в Восточной Европе — это Сербия, Польша, Литва, Латвия, Эстония. Немного меньше в Западной Европе — Италия, Франция, Германия. Год назад мы запустили канал в YouTube — там сейчас 130 тысяч подписчиков, и есть клипы, набравшие по 40-80 миллионов просмотров. Треть аудитории из России, остальные Европа, небольшой процент из США. В этих странах чаще скачивают наши треки, зовут на фестивали. На улицах узнают редко, мы не светимся, почти не мелькаем в клипах, но недавно выступали на польском телеканале, там есть программа вроде «Вечернего Урганта». После эфира нас встретило человек двадцать — у них была пачка наших распечатанных фотографий, они хотели, чтобы мы их подписали. Мы не очень поняли: «Зачем? Ну хорошо».
В Восточной Европе популярность наших треков, возможно, объясняется тем, что у нашей музыки одни корни. Схожий культурный код. Хотя наши российские хиты — кавер на песню группы Сектора Газа «Лирика» и трек «Остаться с тобой», где использован сэмпл «Группа Крови» Цоя — там не заходят. Европейская публика оригиналов не знает, язык для них непривычный. А здесь мы получаем за них «Золотые Граммофоны» и другие премии.
До популярности стриминговых сервисов, как Apple Music, YouTube Music, Spotify у музыкантов была одна возможность получить глобальную известность — заручиться поддержкой международного лэйбла. А мэйджоры не работали с людьми, за которыми не стоят большие показатели. Стриминг сильно поменял игру для всех.
Если говорить о поступлениях с самой музыки, 80% приходится на стриминг. Самые мощные каналы — это Apple Music, Spotify и Youtube. В России также сильный VK.com. Но основной доход, по-прежнему приходится на гастроли, ремиксы и продакшен.
Что послушать?
«Один из наших последних треков — Au Au. О чем: герой влюбился в девушку, которую он плохо знает. Сейчас он попадает в плэйлисты c подборкой летней музыки и музыки для занятий спортом».
Никита Забелин
кто: техно-диджей из Екатеринбурга (далее Москва, Санкт-Петербург). Вообще-то его хорошо знают и в России, несколько лет назад Забелина называли лицом российской техно-сцены. Последние полтора года жил в Берлине, недавно вернулся в Москву.
«Диджейская электронная музыка — это нишевая история. Популярность определяется тем, сколько диджеев играют твои треки. Мой трек Bells играют по всему миру, больше всего там, где развита ночная жизнь, проводятся фестивали электронной музыки. Три года я провел в турах по Азии, США и Европе. Играл в клубах и на фестивалях. Самые крупные фестивали в Милане, Амстердаме, это стадионы на 100 тысяч человек. Правильнее говорить о том, сколько человек было на нашей площадке — около пяти тысяч. У меня в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) примерно 15 тысяч подписчиков, больше половины из России, потом Восточная Европа, США и Южная Америка — Мексика, Аргентина, Чили. Я никогда не играл в Латинской Америке, но они знают мои работы. Меня больше узнают в городах Восточной Европы. Это не та узнаваемость, где за тобой по улице бежит толпа. Иногда подходит 1-2 человека, просят сделать с ними селфи. Я много времени проводил в Японии — там кипит ночная жизнь, хотя еще четыре года назад у них действовал запрет танцевать в клубах. Я стою за диджейским пультом, играю музыку, они покачиваются, внимательно слушают. Сейчас закон о запрете на танцы отменили, но для них это все пока непривычно. При этом Токио — один из любимых городов, где всегда полные залы, никогда не бывает провалов».