Технологии политического убийства: как умирали президенты
Сына главы организации по борьбе с наркотиками Джеффа Биллингса похищают, а затем неожиданно возвращают родителям. Мальчик заражен смертельным вирусом, при первом же контакте он заражает отца. А через несколько дней должно состояться совещание глав антинаркотических комитетов, где мистер Биллингс всего лишь несколькими рукопожатиями способен обезглавить целый ряд организаций по всему миру… Это сюжет кинофильма «Перевозчик-2». «Популярная механика» попыталась разобраться в технологиях реальных политубийств.
В процессе подготовки материала мы изучили более трех сотен различных покушений и убийств, совершенных по политическим мотивам, — и были разочарованы. Львиная доля громких преступлений подобного рода (примерно 70%) была совершена одним-двумя киллерами с помощью элементарного огнестрельного оружия с близкого расстояния. Роберт Кеннеди, Махатма Ганди, Улоф Пальме, Авраам Линкольн, Ицхак Рабин, Харви Милк — все они погибли от рук фанатиков или наемников, которые сумели подобраться достаточно близко, чтобы выстрелить без промаха из обычного пистолета. После успеха предприятия убийцы чаще всего попросту сдавались полиции. Некоторых казнили, некоторых убивали народные мстители, некоторые прожили долгую и счастливую жизнь. Но сути это не меняет.
Вторым по банальности способом является бросок гранаты или бомбы. Тут сразу вспоминается покушение на российского императора Александра II или на индийского премьер-министра Раджива Ганди. Задача проста: подойти поближе — и готово. Бывают и «совмещенные» убийства. Например, бронеавтомобиль экс-президента Никарагуа Анастасио Сомоса Дебайле сначала расстреляли из гранатомета, когда он остановился на красный свет, а затем добили выживших из автоматов.
Многие убийства (особенно в Азии) совершаются террористами-смертниками — так, 27 декабря 2007 года вооруженные бомбисты прорвались в зону окружения бывшего премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто и взорвали себя вместе с ней, заодно прихватив с собой еще 25 человек из толпы и охранников. Но все это — средневековье, а мы живем в XXI веке. Поэтому перейдем к хайтеку.
Технологический рекорд
Пожалуй, наиболее технологичным и в какой-то мере фантастическим можно назвать убийство председателя правления Deutsche Bank Альфреда Херрхаузена, совершенное 30 ноября 1989 года в городе Бад-Гомбурге, недалеко от агломерации Франкфурт-на-Майне. В Бад-Гомбурге Херрхаузен жил и ежедневно ездил на работу на бронированном автомобиле марки «Мерседес-Бенц» с двумя машинами сопровождения — впереди и позади. Перед убийцами стояла непростая задача: установить на пути автомобиля бомбу таким образом, чтобы она взорвалась точно при проезде «Мерседеса», напротив строго определенной точки кузова машины. Даже если бы взрыв произошел на уровне водительского сиденья, Херрхаузен бы не пострадал.
На пути следования кортежа был поставлен обыкновенный велосипед, на багажнике которого укрепили велорюкзак с 20 кг взрывчатки. Для того чтобы бомба взорвалась вовремя, она была оснащена датчиком ИК-излучения, в придорожных кустах установили излучатель, который включили после проезда первой машины, а когда вторая машина пересекла луч передним бампером, бомба сработала. Чтобы поразить именно пассажира, защищенного задней дверью «Мерседеса», была введена задержка в несколько миллисекунд.
Но была и еще одна проблема. «Мерседес» двигался не впритык к краю дороги, между ним и велосипедом было примерно три четверти полосы, а броня у автомобиля была достаточно серьезной, чтобы защитить пассажира от близкого взрыва самодельного взрывного устройства. Поэтому при конструировании бомбы убийцы использовали так называемый принцип ударного ядра. Это одна из разновидностей кумулятивного эффекта, когда взрывчатка имеет тупоугольную коническую или сферическую выемку, покрытую металлической облицовкой (как самый простой вариант- плоскую пластину, покрывающую заряд взрывчатки). При этом детонация начинается от оси взрывчатого вещества, при воздействии детонационной волны происходит выворачивание облицовки «наизнанку». Весь металл облицовки при этом образует снаряд меньшего диаметра, чем изначальный «калибр», но летящий с большой скоростью — до 2−2,5 км/с. Это и есть ударное ядро, которое используется в некоторых высокотехнологичных боеприпасах для пробития брони. Ударное ядро не теряет бронебойных свойств даже на больших расстояниях (в случае правильно рассчитанных боеприпасов — порядка тысячи диаметров заряда). В данном случае заряд не был оптимизирован, но и поразить цель требовалось на значительно меньшем расстоянии. Облицовку можно сделать из различных металлов; в случае Херрхаузена была использована плоская (или почти плоская) медная пластина массой около 3 кг, расположенная между зарядом и дорогой.
Взрыв удался: сформированное взрывом медное ударное ядро пробило бронедверь в районе ног банкира и изувечило нижнюю половину его тела, Херрхаузен умер через некоторое время от потери крови. Ни исполнителей, ни заказчиков преступления так и не поймали. Сложные датчики и отличное знание законов баллистики заставляют думать, что работали профессионалы достаточно высокого класса — возможно, вплоть до представителей спецслужб. Наибольшие подозрения вызывал немецкий леворадикальный активист Вольфганг Грамс (его подозревали еще в ряде политических убийств), но он застрелился четыре года спустя при сопротивлении во время ареста.