Т-34: эпохальный танк или танк-эпоха
В январе этого года легендарная «тридцатьчетверка» опять стала героем новостных выпусков. Как и 75 лет назад.
Интерес к танку Победы подогрел фильм Алексея Сидорова «Т-34», который уже собрал в российском прокате более двух миллиардов рублей. А в середине месяца, как в годы Великой Отечественной войны, с востока на запад страны проследовал эшелон с бывшими лаосскими «тридцатьчетверками», что также вызвало всплеск интереса к танку.
Почему именно Т-34 до сих пор остается одним из самых известных танков в мире, хотя он давно снят с производства, он не служит в войсках, и до наших дней дожили единицы танкистов, когда-то воевавших на этом танке? И что следует понимать под «тридцатьчетверкой», ведь танк, принятый на вооружение в 1939 году, и Т-34-85, входившие в Берлин и Прагу, заметно отличались друг от друга.
Начать стоит с того, что создатели Т-34 смогли предугадать тот путь, по которому пойдет развитие мирового танкостроения. Попутно они разработали танк с серьезным модернизационным потенциалом, который позволил ему из средней и ненадежной машины со слабенькой пушкой Л-11 превратиться в красавца Т-34-85. Причем превращение это произошло в период, когда советская промышленность испытывала колоссальное перенапряжение: заводы эвакуировались на восток страны, часть из них осталась на оккупированной территории, рвались смежные связи, был острейший дефицит материалов и комплектующих.
Однако простота конструкции Т-34 позволила даже в тяжелейшем 1942 году выпустить 12 578 машин, и именно насыщенность Красной Армии «тридцатьчетверками» позволила ей нанести вермахту нокаутирующий удар под Сталинградом. К тому времени были потеряны два крупнейших производителя Т-34 – Харьковский и Сталинградский заводы. Но и это не помешало наладить массовый выпуск танков за кратчайший срок в других местах, что вряд ли стало бы возможным с любым другим танком того времени.