Связь серпинов с биливердином подарила лягушкам сине-зеленый окрас
Сине-зеленая окраска некоторых бесхвостых амфибий обеспечивается комплексами желчного пигмента биливердина с белками серпинами, сообщается в Proceedings of the National Academy of Sciences. Такие комплексы содержатся в разных тканях животных за пределами клеток, то есть не входят в состав обычных хроматофоров. Серпины меняют спектр отражения биливердина в теле лягушек, квакш и прочих так, что их становится невозможно отличить по цвету от листьев растений, которые их окружают.
У некоторых животных покровы тела или хотя бы их часть сине-зеленого цвета. Такой окрас достигается либо пигментами в особых клетках — хроматофорах (хотя порой пигменты могут лежать и за пределами клеток, в пространстве между ними), либо за счет структуры поверхностей чешуи, кожи, перьев и прочего.
Однако у ряда сине-зеленых бесхвостых амфибий хроматофоров очень мало, а поверхность кожи не предполагает структурной окраски. Их зеленый цвет обеспечивается наличием в крови биливердина — продукта распада гемоглобина, основного пигмента эритроцитов. У человека биливердин быстро переходит в билирубин, и увидеть высокие концентрации первого можно лишь при некоторых патологиях печени. Но и в этом случае содержание биливердина в крови у людей по крайней мере в 4 раза ниже чем в крови амфибий, окраску обеспечивает это соединение. Однако если незеленым амфибиям ввести в кровь биливердин или каким-то иным образом поднять его концентрацию, зелеными они не становятся. Значит, кроме этого пигмента на окраску животных влияет что-то еще.