Ситуация напоминает 2015 год: как бизнес платит по счетам в пандемию
Режим самоизоляции и резкое ухудшение экономической ситуации привело к тому, что часть бизнеса весной этого года перестала оплачивать свои счета. То, как российские компании расплачивались с поставщиками в пандемию, напоминает ситуацию в кризисный 2015 год, говорит эксперт.
У российского бизнеса во время пандемии и режима «нерабочих» недель выросло количество неоплаченных счетов от контрагентов, показывают данные аналитиков «Спарк-Интерфакс». Они проанализировали данные по ежемесячной оплате счетов-фактур и других документов, по которым у клиентов есть обязанность заплатить. С января по май этого года количество счетов и количество компаний, попавших в выборку, менялось, но оставалось в диапазоне 1,4-1,6 млн счетов и 350 000 — 390 000 российских компаний. Это представители малого и среднего бизнеса, а также крупные предприятия. В выборку попали все отрасли экономики и все регионы.
Выяснилось, что апрель стал худшим с начала года месяцем, если говорить об оплаченных счетах. В срок российские предприниматели смогли оплатить чуть больше половины счетов. Число «просроченных» оплат выросло почти на 10% по сравнению с апрелем 2019 года.
В случае с открытыми неоплаченными счетами ситуация ухудшилась в мае — резко выросло число счетов, по которым оплата не поступила.
В 2020 году ситуация с платежной дисциплиной напоминает 2015 год, сказал Forbes руководитель программы «СПАРК-Мониторинг платежей» группы «Интерфакс» Алексей Морсин.
По его словам, в кризисном 2015 году бизнес оплачивал в срок около 60% счетов, пятая часть счетов в тот год оказалась просроченной на месяц, еще 11,5% — на три месяца и больше. Для сравнения — в 2014 году 74% счетов оплачивались без просрочки.