Призрак платежного Армагеддона: насколько сильно на самом деле пандемия ударила по бизнесу
Аналитики «СПАРК-Интерфакс» изучили расчеты с поставщиками у компаний, входящих в правительственный список наиболее пострадавших отраслей. Выяснилось, что платежная дисциплина у них хромала и до пандемии, а в расчетах с поставщиками у компаний сложилась определенная практика. Глава направления «СПАРК-Мониторинг платежей» группы «Интерфакс» Алексей Морсин рассказывает об основных выводах исследования.
Неплательщики поневоле — так можно было бы сочувственно сказать про компании, работающие в пострадавших отраслях. Действие внешних факторов, закрытие на карантин, объявление многочисленных нерабочих дней — все это неизбежно привело к провалу деловой активности и очевидному сокращению средств для оплаты услуг поставщиков.
Чтобы понять, как сильно пострадали компании из этих отраслей, аналитики «СПАРК-Интерфакс» проанализировали практику расчетов по компаниям, оказывающим услуги по 24 видам деятельности из 48, включенных в список. В выборку вошли компании, по которым в системе имеется наибольший объем информации от поставщиков. В их число попала розничная торговля, автомобильные перевозки, салоны красоты, СМИ, туристические компании, фитнес-клубы и другие. Аналитики изучали расчеты с января по июнь 2020 года и сравнивали с показателями за последние пять лет.
На основе этой работы можно сделать пять выводов.
- Пострадавшие отрасли и до пандемии не отличались прекрасной платежной дисциплиной.
Уровень расчетов с поставщиками, рухнувший в кризисном 2015 году, в последние годы постепенно восстанавливался. Прошлый год, пожалуй, был лучшим за последнее время. Но даже и тогда доля своевременных оплат в большинстве проанализированных отраслей держалась в диапазоне 65-75% в зависимости от месяца и отрасли, а доля оплат, просроченных свыше 90 дней, — от 2% до 5%. Это в целом близко к общероссийским показателям (73,4% и 5,2% соответственно).