Шена Кэррол: “Для меня поезда иллюстрируют все противоречия нашей жизни”
Уже в эту пятницу, 18 января, в Московском театре мюзикла состоится мировая премьера нового спектакля творческого коллектива "7 Пальцев" - "Пассажиры". Режиссер постановки Шена Кэррол рассказала о путешествии на поезде, противоречиях нашей жизни и творчестве, а артисты постановки поделились своими мыслями о спектакле.
Откуда родилась идея поезда?
Творческий процесс завязан на множестве механизмов. Меня всегда привлекали поезда, они как напоминание об ушедших временах и землях, но в то же время - шаг навстречу будущему, они ведут нас к местам, где мы еще не бывали. Меня всегда привлекал образ поезда. Когда я была маленькой, в десяти километрах от моего дома была железная дорога. Каждый раз, проходя мимо, поезд словно звал тебя куда-то, это было что-то невероятно мощное. Ты не слышал больше ничего вокруг.
Позже, двадцатилетней, я долго работала в Европе, выступая здесь и там, и проводила много времени в поездах. Много поворотных моментов моей жизни случилось там. И меня всегда завораживали противоречия, заложенные в путешествии на поезде: это чувство, что ты вообще не движешься, что ты застрял в какой-то коробке, в то время как, на самом деле, ты несешься куда-то с бешеной скоростью. И всегда есть элемент случайности: мы сами принимаем решение сесть на тот или иной поезд, но потом мы оказываемся заблокированы в этом небольшом пространстве, не зная, кто станет нашим попутчиком, не имея ни малейшего контроля над чередой событий. У меня есть столько невероятных историй, связанных с поездами, с бесконечными разговорами со случайными попутчиками, людьми разных возрастов, национальностей, социального положения.
Как вы отразили эти мысли в спектакле "Пассажиры"?
В спектакле всегда есть несколько пластов, уровней восприятия. Когда я приступаю к работе, я позволяю идее медленно кипеть, пока не вытащу её сущность, суть, которая может быть выражена одним предложением. В случае с этим спектаклем смерть моего друга и партнера Ральфа Круза стала определяющим моментом.
Я начала писать за несколько месяцев до этого, намереваясь сделать спектакль с более повествовательным сюжетом, как «Убийство в "Восточном экспрессе"», с разными сюжетными арками для каждого персонажа. Потом умер Ральф, меня поглотила скорбь, было очень больно. Я потеряла своего единомышленника, свой "компас". Я верю, что творческий процесс – это противоядие для преодоления самых мрачных периодов жизни. Только в этот раз я говорила себе, что всё бессмысленно: совсем молодой человек умер, умер так рано. И нет никакого противоядия против этого, никакого выхода.
И через несколько недель после смерти Ральфа, я сказала Себастьяну (Себастьян Солдевилья, один из со-основателей театра-цирка "7 Пальцев"), что я хочу, чтобы этот мир снова был волшебным местом, а не местом, где умирают дорогие мне люди. Он ответил: "Этот мир – одновременно и то и другое". И вот оно, для меня эта фраза сформулировала идею моей новой работы. И внезапно все противоречия жизни, которые для меня символизировали поезда, вернулись ко мне. Нет пути, который будет однозначно счастливым или несчастным; мы находимся на двух путях, и мы пытаемся следовать по обоим одновременно. Вот как поезд стал метафорой моей идеи, отражением этой дихотомии. И потом мне захотелось добавить главы: отъезд, пересадка, прибытие, во всех их проявлениях, приятных или тягостных. Долгие прощания, счастливые отъезды, задержки в пути в компании идеальных незнакомых, ночевки в поездах (есть что-то магическое в ночных поездах). Если говорить о музыке, мы включили песню, которую Рафаэль написал два года назад, но никогда не использовал. Есть пассаж, где на фортепиано играет он сам, так что отчасти он тоже часть этого спектакля.